Что такое монастырь и зачем он нужен? Где находится монастырь оптина пустынь Что такое православный монастырь.

Как «община монахов». Монастырь - это комплекс построек, в которых проживают принявшие монашеский обет люди на постоянной основе. Кроме монахов и послушников во многих монастырях могут жить по несколько дней паломники.

Первые монастыри появились в Палестине и Египте в 4 веке, быстро распространяясь по всему миру. В нашей стране первый монастырь возник в 11 веке. Речь идет о знаменитой Киево-Печерской лавре, которая функционирует и по сей день. Лавра - это крупный монастырь.

Монастыри женскими, мужскими и смешанными. Жизнь в протекает по строжайшему уставу, под руководством духовного настоятеля. В первую очередь желающий всю свою жизнь провести обязан принять монашество или монашеский обет. Монашеский обет заключается в отказе от всех благ цивилизации, в обречении себя на безбрачие и, соответственно, на бездетность. Смысл жизни монаха состоит в служении Богу, в просветительской деятельности.

Но перед столь ответственным шагом подавшийся в монастырь человек какое-то время должны быть послушником, затем полумонахом. В течение этого периода он может в любой момент покинуть монастырь. Послушникам позволено трудиться и молиться, читать духовную литературу. За каждым послушником закрепляется духовный наставник, который обязан не допустить легкомысленных, опрометчивых решений послушника.

Монастыри финансируются за счет государственных и частных источников. Кроме того, почти каждый монастырь находится на собственном хозяйственном обеспечении. В монашеских обителях имеются огороды, сады, скотные дворы, ежедневно дарующие монахам пищу. Причем, питание в монастырях достаточно скудное, а все посты должны соблюдаться в полном объеме. Но тех, кто решил посвятить себя службе Богу, не пугают такие ограничения. Ведь монахи по призванию делают выбор в пользу духовной, а не материальной жизни.

Видео по теме

Источники:

  • Монашество
  • Истории монастырей

Совет 2: Как называются настоятели православных монастырей

Православные монастыри всегда считались оплотом христианского благочестия. Многие современные монашеские общины располагают целым комплексом, состоящим из нескольких храмов и монашеских корпусов. У каждого монастыря есть свой настоятель.

Настоятелями православных монастырей являются заслуженные и опытные игумены или . Эти священнослужители имеют духовный опыт учительства. Игумены и архимандриты являются священниками, которые в свое время приняли на себя монашеский постриг. Настоятель монастыря считается главой конкретной монашеской общины.


Настоятели монастырей избираются на усмотрение правящего архиерея той епархии (церковной области), в ведении которой находится монашеская . Иногда управителем православного монастыря может стать . Однако, по вступлении на должность, автоматически дается сан игумена. За выслугу лет уже становится архимандритом.


В хритсианстве существуют также и женские монастыри, которые не остаются без своего управляющего. Настоятельницами женских общин считаются игуменьи. Игуменья занимает административную должность, она может на свое усмотрение избирать устав монашеской общины. Однако игуменья не принимает участие в священнослужении, потому что женщина не может быть православным священником. В женских монастырях служат священники мужского пола, именуемые иеромонахами или игуменами (в этом случае должность игумена давалась еиеромонаху за заслуги или выслугу лет). Игуменья не принимает таинства рукоположения во священство. В православии существует отдельный чин поставления в игуменьи. На эти должности назначает епископ епархии.


Кроме этого, настоятелями некоторых особо крупных монастырей (лавр) могут считаться правящие архиереи епархии или даже сам патриарх. Монастыри, в которых главным настоятелем считается предстоятель Русской Православной Церкви, называются ставропигиальными. Именно поэтому патриарха Московского и всея Руси могут именовать священноархимандритом. Например, в Троице-Сергиевой Лавре патриарх Кирилл является священноархимандритом.


Из истории основания некоторых монастырей известно, что первыми игуменами монашеских обителей были святые люди. Например, Сергий Радонежский, Феодосий Киево-Печерский, преподобный Савва Освященный и многие другие.



Современному человеку монастыри нередко представляются загадочными объектами: хранителями православных традиции, держателями исторических тайн, притягательными в визуальном плане архитектурно-художественными комплексами. Одних влечет в монастыри простое любопытство желание увидеть, почувствовать, постичь что-то новое, неизвестное в суматохе мирской жизни.


Спасо-Преображенский Гуслицкий мужской монастырь .

Другие, посещая монастырь , надеются ощутить особую атмосферу места, где возносится иноческая молитва, которая отмечена Господом Богом , его благодатью. При этом с каждым годом все больше и больше людей едут в монастыри с четким и осознанным желанием помолиться у чудотворных и особо чтимых икон, приложиться к ним, а также к святым мощам, честным останкам, иным святыням и реликвиям, пойти к святому источнику и испить его воду, погрузиться в воды святого озера, побывать в тех местах, где протекала земная жизнь православных святых. Подумать и сравнить свою, нашу и их праведную жизнь.

Монастыри были и остаются духовно-религиозными центрами исключительной важности, значимыми центрами социального служения, яркими очагами культуры, образования, религиозного искусства. А в прошлом они нередко еще выполняли ответственные военно-оборонительные функции, если того требовали жизненные обстоятельства. Порой монастырям приходилось выполнять и карательные функции, чем-то схожие с деятельностью тюремных учреждений. Монастырские комплексы всегда были и остаются благодатным местом для архитектурно-строительных работ, а в наши дни - еще и масштабной площадкой для ведения ремонтно-реставрационных работ.

Жизнь монастырей одновременно проста и крайне сложна. Абсолютно каждый монастырь имеет интересную, поучительную историю своего создания и жизнедеятельности. Каждая обитель живет по строгому монастырскому уставу, и никому не позволено его нарушать. Религиозная, социальная, хозяйственная деятельность составляют суть жизни любого монастыря.

Монастыри являются духовными оплотами православия . Они дают возможность прикоснуться душой к родникам русской святости, дают думающему человеку прилив новых сил для достойной жизни, служения православию и своему Отечеству. Посещение монастырей приносит в душу покой, тихую радость, спокойствие. Как говорил священномученик протоирей Иоанн Восторгов: «Монастыри - это как бы запасные водоемы живой воды религиозного воодушевления; они питают и увлажняют иссохшие пустыни духа мирской жизни, они дают живительную и спасительную влагу душам жаждущим».

Во многих православных монастырях пребывают чудотворные и чтимые иконы Господни, Божией Матери , святых угодников, а также святые мощи и честные останки, различные святыни и реликвии, имеются . Именно в монастырях с наибольшей точностью соблюдаются каноны православного вероучения.

Здесь особенно строго выдерживается богослужебный канон, совершаются разрешенные в монастырях христианские таинства, выполняются все православные обряды, сохраняется прославление святых, чрезвычайно торжественно отмечают главные церковные праздники (Пасха , Двунадесятые праздники : Рождество Христово , День Святой Троицы , Сретение Господне , Крещение , Преображение Господне , Вербное воскресение , Вознесение , Воздвижение , Рождество Богородицы , Введение во храм Богородицы , Благовещение , Успение , затем Великие праздники: Обрезание Господне , Рождество Иоанна Предтечи, Праздник святых апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи , Покров Пресвятой Богородицы), а также престольные праздники (праздники, посвященные Иисусу Христу , Богородице, святым, чудотворным иконам, событиям священной истории, в честь которых построен храм или его престол), наиболее строго соблюдаются посты (в православном церковном календаре около 200 дней занято постами).

Посещение православных монастырей дает возможность совершения христианских таинств и обрядов.

Православная церковь признает семь таинств (культовых действий): крещение , причастие , покаяние (исповедь), миропомазание , брак , елеосвящение , священство, с помощью которых сообщается верующим невидимая благодать Божия. В монастырях не совершаются (кроме редчайших исключений) крещение и венчание. Важнейшие православные обряды: молитва, культ икон, поклонение кресту, культ реликвий (различные предметы, принадлежавшие Иисусу Христу, Богородице, апостолам , святым и обладающие чудодейственной силой), культ мощей (останки умерших, оказавшиеся нетленными и обладающие даром чудотворения), святые места (связанные с событиями церковной истории), - обычно совешают при поездках в монастыри.

Многие православные монастыри своей историей, религиозным и социальным служением связаны с земной жизнью святых. В соответствии с канонами православия, святые - это посредники между Богом и людьми, небесные покровители живущих на земле, к ним обращаются верующие люди с просьбой о помощи в земных делах. Прославляя святых, Русская православная церковь выделяет среди них пророков , апостолов , святителей , мучеников , преподобных , праведных , бессребреников , блаженных . Знакомство с земной жизнью святых, чтение «Житии святых», а в ряде случаев - изучение их письменного наследия, раздумья над событиями их жизни, стереотипами мыслей, действий, учений дают богатую почву для нравственного совершенствования думающему человеку. При этом нужно помнить, что в Русской православной церкви причисление к лику святых - это не форма поощрения (в том числе посмертного), не форма признания заслуг церковных деятелей. Прославление в лике святых - это прежде всего призвание к служению людям. Опытом своей земной жизни, своей мудростью русские святые подсказывают россиянам достойный путь их жизни, поступков, действий. Приехав в монастырь, история которого связана с земной жизнью того или иного святого или нескольких святых, больше узнаешь о его (их) жизни, в большей мере постигаешь азы мудрости, становишься духовно чище и сильнее.

Совершая поездку в православный монастырь , нужно строго соблюдать ряд несложных правил.

Одежда должна быть простой. Женщины должны быть в скромных платьях, длина юбки - ниже колен. Открытые платья и кофты с глубоким вырезом и короткими рукавами, как и шорты, брюки - недопустимы. Женщины должны входить в монастырь с покрытой головой (лучше всего - в неброском платке или скромной шапочке, помпезные шляпы - нежелательны). Направляясь в монастырь, женщинам не следует пользоваться косметикой, особенно - губной помадой.

Верующие люди, входя в монастырь и в каждый его храм, осеняют себя крестным знамением . Войдя в храм, принято кланяться местночтимым святыням: чудотворным иконам, мощам. После молитвы можно приложиться к иконе, но нельзя целовать лик. У Спасителя принято лобзать ногу, у Божией Матери и святых - руку или край одеяния, уголок иконы. Если икона с мощевиком, то обычно прикладываются ко святым мощам. Подходя к раке со святыми мощами , чаще всего делают два земных поклона, прикладываются к изголовью или изножью раки. Отойдя делают один земной поклон. На раку святого разрешается положить иконку святого, четки, ладанку, другую реликвию, чтобы освятить их на святых мощах. Купленную в храме иконку - копию чудотворной иконы - также можно освятить, приложив ее к чудотворной иконе. Некоторые приносят с собой семейные реликвии - панагии , медальоны с изображением святых и др. Их также можно приложить к чудотворной иконе или святым мощам.

В монастырях некоторые святыни - освященное масло из лампадок, землю с чтимых могил, ладанки, иконки и др. - раздают бесплатно. В таких случаях принято делать посильные пожертвования в монастырь.

В храмах монастырей, как правило, есть ящички и подносы для пожертвований на их украшение, ремонт, реставрацию, благоустройство.

Во многих монастырях фотографирование, киносъемка, работа с видеокамерой разрешается только на условиях, установленных настоятелем обители (обычно это умеренная плата). Фотографирование монахов и священнослужителей допустимо только при их согласии; при несоблюдении этого правила последствия могут быть разными.

Все вышесказанное сполна относится ко всем монастырям России, в том числе подмосковным монастырям - важной составной части сети религиозных центров нашей страны. В стенах подмосковных монастырей ощущается особая атмосфера, сохраняется особенное ощущение времени; история и жизнь каждого неотделимы от истории нашей страны. Историю Руси, России можно изучать и объяснять, рассказывая о подмосковных обителях. Церковная история России неразрывно связана с судьбами именно подмосковных монастырей. К концу XIII в. иноческая жизнь в Юго-Западной Руси начала ослабевать, хотя реальное начало русскому православному монашеству было положено именно там Антонием Печерским, который по прибытию из Афона в Киев устроил себе жилище в глубокой пещере, среди необитаемых лесов. Русское православное монашество, принесенное к нам с Востока, - теперь уже более тысячи лет назад, в начале XIV в. в Юго-Западной Руси ощутимо сдало свои позиции.

Вот тогда-то, в условиях возвышения Москвы в XIV в. над другими городами и княжествами, к тому времени отчасти ослабившее свои позиции русское монашество возродилось на новой исторической почве силами и трудами преподобного Сергия Радонежского на подмосковной земле, и уже при его жизни позволило создать ему и его ближайшим ученикам, последователям более 20 монастырей . Сергий Радонежский стал для Северо-Восточной Руси (затем России) тем же, кем был преподобный Антоний Печерский для Киева и всего монашества Юго-Западной Руси. В Москве и Подмосковье с XIV в. начался мощный процесс создания монастырей, обеспечивших духовно-нравственное здоровье, стойкость и мужество московитов, способность наших предшественников постоять и отстоять свою свободу и независимость.

При этом нужно особо отметить, что ощутимые успехи в развитии Московского княжества, затем Русского государства начались именно тогда, когда окреп процесс создания в Москве и Подмосковье православных монастырей, когда во главе Русского государства оказались убежденные православные русские люди, ощущавшие помощь и духовную поддержку в исторических обителях и способствовавшие увеличению их числа.

В наши дни, когда снова растет число монастырей и численность монашеской братии во всей России, и особенно в Москве и Подмосковье, пророчески звучат и настраивают на оптимистический созидательный лад слова Патриарха Московского и всея Руси Алексия II : «Российское монашество обретает силу. А значит, выстоит и Россия. Народ, у которого есть вечные, непреходящие ориентиры - непобедим». Монашество , монастыри Подмосковья вносят свой достойный вклад в возрождение России, в ее позитивное развитие в новых исторических реалиях начала XXI в. Кончился период атеистического лихолетья и разрушения России, виден конец страданий народа великой страны, у которой непременно будет счастливое будущее. Русский святой Серафим Саровский пророчествовал: «Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе».

Абсолютно все пророчества Серафима Саровского сбывались - значит сбудется и это. Подмосковные обители скромно и внешне незаметно способствуют приближению процветания нашей великой Родины - России.

Из 143 млн. россиян 123 млн. человек (86%) - это православный контингент, из него 60% - люди трудоспособного возраста (всего 74 млн. чел., в том числе в возрасте 20- 49 лет - 50 млн. чел, т.е. 35% всего населения России). Если каждый из них сделает что-то действительно полезное для наших соотечественников в просветительном плане, то, меньше будет в России неучей и недоучек, злых и ограниченных, алчных и эгоистически настроенных людей, недополучивших когда-то истинных знаний о великой, в том числе православной, истории нашей страны, обделенных богатством знаний о действенных светочах добродетели и мощных источниках нравственно-духовной силы и здоровья - православных монастырях.

Очень надеюсь, что молодые, энергичные, добрые и позитивно настроенные люди внесут свой достойный вклад в изучение, разъяснение, пропаганду значимости подмосковных монастырей в жизни россиян. Они будут работать, учиться, расширять свой кругозор и непременно восстановят и многократно увеличат славу и авторитет своей прекрасной Родины - России.

«Монастыри подмосковья». В.Г. Глушкова, ООО издательский дом «Вече», 2008 г.

Монастырь Матхо был основан ламой Дугпа Дордже в самом начале XVI века – это единственная ладакхская обитель, принадлежавшая некогда секте Сакья-па, одной из школ буддизма. Он находится в 30 километрах от города Леха, напротив монастыря Тикси (на противоположном берегу Инда).

Мировую известность монастырь приобрел, благодаря своим превосходным древним тханкам (им более четырехсот лет) и фестивалю Матхо Награнп.

Тханки и редкая коллекция одежды XVI века представлены в музее монастыря, а фестиваль проходит в конце февраля – начале марта. На него стараются попасть многочисленные паломники и туристы, ведь именно в это время можно задать волнующие вопросы двум избранным монахам-оракулам, которые, по рассказам местных жителей, после продолжительного поста и медитаций впадают в транс.

Кульминация праздника – хождение монахов с завязанными глазами по парапету монастыря и предсказывание будущего.

Монастырь Шей

Статуя Будды размером в три этажа, покрытая пятью килограммами золота... Это чудо вы можете увидеть, посетив монастырь Шей в городе Лех.

Огромная статуя высотой 12 метров занимает почти весь монастырь, а именно - три его этажа. На первом этаже находятся ступни Будды, "подошвами указывающие наверх", на втором - тело, а на третьем - сама голова Великого в окружении ламп, которые горят постоянно в знак чистоты и божественности места.

Стены всего храма изнутри полностью украшены фресками и росписями. Они изображают Будду во всем многообразии его жизней и перерождений.

Рядом с монастырем находится поле, на котором местные жители проводят кремацию покойников. Сначала монахи отпевают покойника дома по специальным обрядам, затем его сжигают и под пение лам пепел развеивают над водой.

Монастырь Шей также и эпицентр двух главных праздников в году. Первый проходит в июле-августе и знаменует собой начало посева урожая. В этот день жители окрестных сел приходят в монастырь, и монахи проводят специальные обряды для того, чтобы урожай был хорошим. Второй праздник - день сбора урожая. Селяне приносят в монастырь часть своего урожая в качестве дара следующему посевному сезону.

Монастырь Алчи

В 69 километрах от Леха находится один из самых старых буддийских монастырей.

Монастырь Алчи был построен в XI веке. Позже к главному храму были пристроены еще пять, которые были построены в конце XII начале XIII веков. В комплекс храмов входит огромная статуя Будды, деревянная резьба и декор, множество великолепных скульптур и картин. Художественные и духовные особенности буддизма и индуизма переплелись при кашмирских царях, в результате этого росписи монастыря особенно интересны.

Монастырь состоит из шести главных строений: три из них более ранней постройки - это Дукханг, или главный храм, где ламы собираются для религиозных церемоний Сум-тсег, или трёхъярусный храм а также Большой и Маленький чортены. К более поздним постройкам относятся примыкающие к храму Сум-тсегу храм Манджушри (Джампал Лха-кханг) и Лотсава Лха-кханг (храм Переводчика) храмы Сома Лха-кханг и Канджур Лха-кханг.

Монастырь Тиксе

Недалеко от города Лех, на холме, возвышается монастырь Тиксе, выполненный в лучших традициях архитектуры и искусства Ладакха.

Сразу на входе посетителей встречает колесо-хурде. Внутри него находятся чудотворные мантры, и каждый пришедший должен повернуть колесо для благополучия всей округи и себя самого.

Пройдя внутрь монастыря, вы попадаете в старую гомпу, а затем - в святая святых - Зал Донаторов, Защитников Дхармы, где проводятся службы, ритуалы, молятся ламы. Стены украшены искусными фресками. К сожалению туристов, фигуры Защитников Дхармы скрыты от глаз посетителей, так как считается, что вне сакрального места церемонии духи могут нанести непоправимый вред всему живому и нарушить покой мира.

Со второго этажа монастыря открывается живописная панорама окрестностей.

Гомпа имеет при себе небольшую библиотеку, где хранятся сакральные тексты и учения буддистов. Также здесь имеется лавка, где можно приобрести благовония и травы, собранные в округе.

Монастырь Фьянг

Представьте сотни людей в национальных индийских одеждах, танцующих посреди города. Людей в потрясающе красивых или изображающих чудовищ масках. Весь город участвует в празднестве, и вы тоже - участник этого действа. Все это - фестиваль в монастыре Фьянг, который является вторым по значимости религиозным фестивалем Индии.

Не имеет значения, буддисты вы или нет, но происходящее точно поразит вас. Яркие краски, национальная музыка, традиционные костюмы не оставят равнодушными даже самого искушенного на представления зрителя.

Сам монастырь Фьянг располагается в одноименной деревушке. Туристов очень порадует факт наличия там множества мест, где можно остановиться, а также демократичные цены.

Монастырь Спиту

Монастырь Спиту (Джамму и Кашмир) или, как его еще называют, Спитук Гомпа был построен почти 550 лет назад в окрестностях индийского города Ладакх, на одной из скал, возвышающейся над деревней Спитук. Здесь есть два древних храма, одному из которых более 900 лет. По легенде название монастыря означает «достойный подражания». Имелось в виду, что здесь будет жить и нести службу монастырское сообщество, подающее другим пример. Или, наоборот, уже является примером.

В храмах монастыря можно увидеть самые различные реликвии - оружие, коллекции масок, канонические тексты, фрески, изображения божеств на стенах, статуи Будды, богов и богинь. А в самом большом храме Гонкханг, возвышающемся над остальными, хранятся тантрические маски. Их и по сей день используют во время главного фестиваля Гурстор в середине зимы, который завершается жертвоприношением священного пирога.

Монастырь Ридзонг

История монастыря Ридзонг начинается, когда в XVIII веке сюда пришел Лама Цултим Нима. Он уединился в пещере для медитации, и ему настолько понравились здешние места, что он остался, создав небольшой скит. Многие монахи узнали о Ламе и начали приходить к нему и просить учения. Вскоре скит стал мал, и Лама Цултим Нима решил построить монастырь.

Место было выбрано неслучайно - здесь было все необходимое: вода, топливо и многочисленные пещеры, где монахи могли медитировать.

На данный момент монастырь состоит из трех главных построек, в двух из которых находятся статуи Будды, а в третьей - ступа. В самом центре монастыря Ридзонг расположен реликварий, где хранятся мощи настоятеля.

У монастыря в подчинении находится женский монастырь Джуличен. Ридзонг сообщает, какая помощь им необходима, и женщины выполняют заданную работу, свободное время отдавая медитациям и изучению философских учений.

Ридзонг до сих пор славится строжайшими правилами, которые делают монахов очень чуткими и покладистыми.

Монастырь Хемис

Монастырь Хемис никогда не был самым красивым и живописным или самым большим. Однако его имя известно не только на территории Индии, но и по всему миру.

А известен монастырь благодаря своим легендам и ярким праздникам, проводимым в его стенах. Одним из таких праздников является фестиваль, посвященный рождению Падмасамбхава. Считается, что он жил для повышения уровня духовности людей. Падмасамбхав родился на десятый день пятого месяца года обезьяны, а это значит, что и праздник проводится раз в 12 лет. Во время фестиваля создается алтарь, на который приходящие люди приносят дары: святую воду, рис, ароматические палочки и благовония. Музыканты играют на традиционных музыкальных инструментах, а монахи исполняют ритуальный танец, отождествляющий их с просветленными существами.

Последний фестиваль прошел в июне 2009 года, то есть следующий состоится только в 2021 году, но монастырь интересно посетить и просто так, когда там тихо и безлюдно, а атмосфера располагает к умиротворению и медитациям.

Буддийский монастырь Санкар Гомпа

Санкар Гомпа – буддийский монастырь, расположенный недалеко от центра Леха.

Монастырь находится на холме в живописном месте: с одной стороны его окружают деревья, а с другой холм соединен с Шайоком и Нубрской долиной. Монастырь относительно небольшой – здесь живут двадцать монахов, из которых только несколько находятся в здании постоянно.

Для туристов, которые интересуются индийской культурой, монастырь открывается всего на несколько часов утром и вечером, поэтому лучше заранее спланировать свое посещение. В вечернее время монастырь предстает в своей особой красоте, которую ему придают лучи заходящего солнца.

Монастырь Ликир

Ликир был основан в XI веке тибетскими монахами. Главной достопримечательностью монастыря является огромная позолоченная статуя Будды – Майтрейи. Она находится во внутреннем дворе монастыря. Другой особенностью Ликира является музей, который содержит средневековое оружие, музыкальные инструменты, украшения, исторические документы, тханки, монеты, ладакские костюмы и посуду, принадлежащие королям Ладака.

Но в первую очередь Ликир это монастырь. Здесь живут 150 монахов, которые в свободное от молитв время проводят экскурсии по монастырю.

Монастырь Цемо

Монастырь Намгьял Цемо (Намгьял Цемо гомпа) – буддийский монастырь, расположенный в Лехе.

Намгьял Цемо был возведен в XIV веке по указу царя Таши Намгьяла, который изображен на одной из многочисленных фресок монастыря. В Намгьял Цемо также имеется большая коллекция древних книг.

Намгьял Цемо гомпа – главный монастырь Леха. В первую очередь он знаменит статуей Будды Майтрея (или Будды Будущего), размер которой сравним с трехэтажным домом. Монастырь украшен молитвенными флагами и особенно прекрасен в утренние часы, которые идеально подходят для медитации и встречи рассвета.

Однако туристам следует знать, что подъем в гору – занятие не из легких, поэтому необходимо подготовиться к посещению монастыря заранее.


Достопримечательности Леха

от греч. monasterion - келья отшельника) - община монахов, совместно проживающих в соответствии с определенными правилами и нормами, предписанными церковью. Так же называется и совокупность богослужебных, жилых и хоз. построек, предназначенных для использования монаш. общиной. М. имеются у части христиан (католиков, православных и монофизитов), а также у буддистов. Первые будд. М. были созданы в сер. 1-го тыс. до н. э. в Индии, первые христ. М. - в 3-4 вв. в Египте. Значит, часть христ. М. в Европе образовалась в период феодализма. В начальный период своего существования М. сыграли определенную положит, роль в развитии экономики и культуры, однако это было лишь побочным продуктом их осн. деятельности, направленной на пропаганду религии, укрепление церкви, служение силам политич. реакции. В социалистич. об-ве М. занимаются чисто релит, деятельностью. В нашей стране М. имеются у Рус. правосл. церкви, груз. правосл. церкви, арм.-григо-рианской церкви и у ламаистов.

Кто такие монахи, где они живут и какую одежду носят? Что заставляет их выбирать именно столь непростой путь? Эти вопросы интересуют не только тех, кто собирается уйти в монастырь. Что же известно о людях, добровольно отказавшихся от мирских удовольствий и посвятивших себя богослужению?

Монастырь - что это такое

Для начала стоит разобраться в том, где живут монахи. Термин «монастырь» пришел в наш язык из греческого. Это слово означает «один, одинокий», используется по отношению к сообществам или людям, которые выбирают одиночество. Монастырь представляет собой религиозное собрание людей, принявших обет безбрачия и удалившихся от общества.

Традиционно монастырь обладает комплексом строений, в который входят церковные, хозяйственные и жилые помещения. Они используются в зависимости от нужд общины. Также каждый монастырь определяет свой устав, которому должны следовать все члены религиозной общины.

В наши дни сохранилось несколько разновидностей монастырей, в которых может протекать монашеская жизнь. Лавра представляет собой крупную мужскую обитель, которая является частью православной церкви. Киновией именуют христианскую общину, имеющую общежитский устав. Аббатство - католический храм, который подчиняется епископу или даже непосредственно папе. Также встречаются монашеские селения, именуемые пустынями, которые располагаются вдали от главного монастыря.

Историческая справка

Знание истории возникновения монастырей поможет лучше понять, кто такие монахи. В наши дни обители можно встретить во многих государствах мира. Считается, что они начали появляться с момента распространения христианства, что случилось в третьем веке нашей эры. Первыми монахами стали люди, которые уходили из городов в глушь и вели жизнь аскетов, тогда их называли отшельниками. Египет - родина монашества, именно в этой стране в 4 веке появилась первая киновия благодаря Пахомию Великому.

Вскоре после этого монастыри возникли сначала в Палестине, а затем и в европейских странах. Первые монастырские общины на Западе были созданы усилиями Афанасия Великого. Отцами Киево-Печерской лавры на Руси стали Антоний и Феодосий Печерские.

Кто такие монахи: общая информация

Настало время перейти к самому интересному. Кто такие монахи - вопрос, ответ на который занимает многих людей. Так называют тех, кто добровольно отринул мирские радости и посвятил жизнь богослужению. Монашество - это призвание, а не выбор, неудивительно, что лишь немногие избранные становятся монахами, тогда как все остальные покидают монастырские стены.

Постриг в монахи доступен не только для мужчин, но и для женщин. Последние также могут поселиться в монастыре, дав необходимые обеты. Были времена, когда не существовало женских и мужских монастырей. Эта практика была введена в 1504 году, именно тогда на Руси отменили совместные обители.

Жизнь монахов

Выше рассказывается о том, кто такие монахи. Какую же жизнь ведут люди, последовавшие своему призванию и посвятившие себя Богу? Постриг вовсе не означает то, что человек прекращает жизнь на земле. Он продолжает удовлетворять потребность во сне и пище. Конечно же, каждый монах имеет свои обязанности, трудится на благо людей или монастыря, что зовется послушанием.

Послушание - работа, которой обитатели монастыря занимаются тогда, когда свободны от богослужений. Она подразделяется на хозяйственную и воспитательную. Под хозяйственной работой подразумевается та, что направлена на поддержание порядка в обители. Каким именно трудом занят монах - решает настоятель. Воспитательная работа - это молитвы.

Каждая минута такого человека посвящена служению Бога. Его не тревожат земные цели и идеалы. День монаха проходит в молитвах, которые становятся для него своеобразным смыслом жизни.

Обеты

Ни для кого не секрет, что монахи дают обеты. Что представляет собой монашеский обет безбрачия? Человек, дающий подобное обещание, не только отказывается от возможности жениться. Этот обет подразумевает, что для него больше не играет роли пол. Телесная оболочка осталась в мире, который покинул монах, отныне для него важны исключительно души.

Также служитель Бога должен дать обет нестяжания. Прощаясь с миром, монах отказывается также от права на личную собственность. Это подразумевает, что он не может владеть ничем, даже если речь идет о шариковой ручке. Человек отказывается от собственности, так как больше в ней не нуждается. Все, чем пользуются монахи, к примеру, книги, является собственностью монастыря.

В чем заключается монашеский обет послушания? Это означает, что человек полностью отвергает свои желания. Его единственная цель отныне - единение с Господом, которому он ежечасно возносит молитвы. Однако сила воли остается при нем. Помимо этого, от монаха требуется беспрекословное выполнение распоряжений настоятеля. Это не является признаком покорности и раболепия, скорее помогает обрести мир и радость в душе.

Как стать монахом

Постриг в монахи - долгий путь, пройти который удается далеко не каждому претенденту. Многие люди осознают, что не способны расстаться с благами цивилизации, отказаться от возможности иметь семью и собственность. Дорога в служители Бога начинается с общения с духовником, который дает человеку, решившему проститься с мирской жизнью, полезные советы.

Далее претендент, если он еще не отказался от своего намерения, становится трудником - помощником у духовных лиц. Ему необходимо постоянно находиться в монастыре, следовать его уставу. Это дает человеку возможность понять, готов ли он проводить свою жизнь в молитвах и физическом труде, проститься с благами цивилизации, редко видеться с семьей. В среднем будущий монах идет по пути трудника около трех лет, после чего становится послушником. Продолжительность этой стадии определяется индивидуально, человек все еще волен в любой момент оставить монастырские стены. Если же он с честью выдерживает все испытания, его ждет постриг в монахи.

О санах

Жители нашей страны привыкли именовать священнослужителя «батюшкой». Это простонародное слово допустимо, однако нужно знать, что в православной церкви наблюдается строгая иерархия санов. Для начала стоит упомянуть о том, что все духовенство подразделяется на черное (дающее обет безбрачия) и белое (имеющее право создавать семью).

Семейным людям доступно лишь четыре православных сана: диакон, протодиакон, иерей и протоиерей. Многие отдают предпочтение именно этому пути, так как не желают полностью отказываться от мирской жизни. Какой же монашеский сан может получить человек, решившийся на это? Вариантов гораздо больше: иеродиакон, архидиакон, иеромонах, игумен, архимандрит и так далее. Также монах может стать епископом, архиепископом, митрополитом, патриархом.

Высший монашеский сан - патриарх. Удостоиться его может лишь человек, давший обет безбрачия. Известны случаи, когда семейные священнослужители, дети которых уже выросли, с согласия супруги уходят в монастырь и отказываются от мирской жизни. Бывает, что также поступают и их жены, доказательством чему может служить пример преподобных Февронии и Петра Муромских.

Одежда

Одежда монахов также вызывает живейший интерес у общественности. Подрясником называется длинное одеяние, достающее до пят. Оно обладает узкими рукавами, ворот застегнут наглухо. Подрясник представляет собой нижнее одеяние. Если его носит монах, изделие должно быть выполнено в черном цвете. Подрясники других цветов (серые, коричневые, белые, темно-синие) могут позволить себе лишь семейные священнослужители. Традиционно они изготавливаются из шерсти, сукна, сатина, льна.

Разумеется, одежда монахов - это не только подрясник. Верхнее одеяние человека, посвятившего себя Богу, именуется рясой. Традиционно оно обладает длинными и широкими рукавами. Наибольшее распространение получили черные рясы, однако также можно встретить белые, кремовые, серые, коричневые варианты.

Нельзя не упомянуть и монашеский головной убор - клобук. Он давно появился в церковной среде, изначально выглядел как мягкий колпак, созданный из простой материи. Современный колпак покрыт черным покрывалом, которое опускается ниже плеч. Чаще всего можно встретить черные клобуки, однако встречаются и изделия, выполненные в других цветах.

Кто не может стать монахом

Уход в монастырь - решение, которое может осуществить далеко не каждый человек. Считается, что люди не могут расстаться с мирской жизнью, если их удерживают от этого обязательства перед другими. Допустим, у кандидата есть маленькие дети, престарелые родители, родственники-инвалиды. Также о постриге не стоит задумываться тем, кто лечится от тяжелого заболевания. Это связано с тем, что человеку пришлось бы отказаться от качественного медицинского обслуживания.

Похожие публикации