Коломна. Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь

Несмотря на свое название, Новоголутвинский женский монастырь расположен в историческом центре Коломны, носящем название «Старая Коломна», а не в отдаленном районе города Голутвин. Обитель расположена на территории Коломенского кремля - самой известной достопримечательности подмосковного города.

Также вблизи обители находится место слияния рек Коломенки и Москвы. Еще один ориентир - новопостроенный Конькобежный центр, располагающийся на Набережной Коломенки.

История женского монастыря

Монастырь был основан на стыке XVIII и XIX веков, однако часть его построек намного старше. Дело в том, что мужская обитель была организована на месте архиерейского дома упраздненной указом императора Павла I Коломенской епархии. От архиерейского дома монастырю достались палаты Архиерейского корпуса (XVII век) и Троицкий собор (начало XVIII века). Любопытно, что по планам графа А. Аракчеева на месте монастыря вполне могла быть размещена конюшня кирасирского полка. Однако митрополиту Платону удалось опередить Аракчеева и перевезти на территорию архиерейского подворья часть братии из Староголутвинского Богоявленского монастыря.

Как и другие монастыри, Новоголутвинаская обитель пострадала сразу же после революции. Монастырь был закрыт, все церковное имущество национализировано, а монахи и послушники остались без крова. Однако Троицкий собор продолжал свою работу и принимал верующих до 1928 года.

В годы Гражданской войны на территории бывшей обители сменяли друг друга госпиталь для раненых и концентрационный лагерь для врагов режима.

Впоследствии постройки бывшего монастыря были заселены жителями или были заняты различными организациями: от «Главмузея» до швейно-ремонтной фабрики. Реальные работы по сохранению наследия начались в 70-е годы, когда была проведена реставрация большей части строений бывшей обители. Для этого постепенно с территории монастыря были выселены проживающие там люди.

В 1989 году территория была возвращена РПЦ и было решено возродить монастырь, но уже в качестве женской обители. Настоятельницей монастыря была назначена игуменья Ксения (Зайцева).

Монастырь в наше время

Сейчас монастырские постройки включают в себя 3 храма:

  • исторические Троицкий собор и Покровскую церковь;
  • новопостроенную церковь Ксении Петербургской.

Также на территории обители построена часовня имени князя Владимира. Всего на территории монастыря проживает около 80 монахинь и послушниц из России и стран бывшего СССР.

Еще с 1997 года в обители начал работу медицинский центр, где страждущих принимают монахини - профессиональные врачи в своей мирской жизни. Ежегодно около 3 тыс. гостей монастыря пользуются услугами медицинского центра.

Новоголутвинский монастырь - современный тип обители, где монахини и послушницы не ограждают себя от мира. Сестры сами организуют экскурсии для желающих, при этом являются экскурсоводами. При обители открыт питомник собак «Конвент», где монахини разводят редчайшие породы овчарок. Еще одной примечательностью обители считается верблюд Синай, врученный в дар сестрам космонавтом В. Терешковой.

Как добраться до Ново-Голутвино монастыря

Близость Коломны к Москве позволяет туристу достаточно легко посетить монастырь.

На личном транспорте: необходимо выехать из столицы и двигаться по Новорязанскому шоссе до села Никульское, где на развязке повернуть направо по направлению к Коломне. После въезда в город следует двигаться по Московской улице, переходящей в улицу Октябрьской революции. Проехав мост через реку Коломенка, нужно въехать в центр города и в районе Коломенского кремля повернуть налево на улицу Лазарева. Проехав мимо стен кремля 100 м, можно попасть к входу в монастырь.

Из Москвы на автобусе: столицу и Коломну соединяет маршрут №460. Место отправления - автостанция «Котельники», время в пути - около полутора часов. По приезду в Коломну следует выйти на остановке «Площадь двух революций» и по улице Лажечникова через Коломенский кремль дойти до обители.

Второй вариант на общественном транспорте: это поездка электричкой до железнодорожной станции «Голутвин». Электропоезда в направлении Коломны отправляются с Казанского вокзала по маршрутам Москва - Коломна и Москва - Рязань. Время в пути - около 2 часов. По прибытии на железнодорожную станцию, следует пройти пешком до остановки «Голутвин», расположенной на ближней к вокзалу стороне улицы Октябрьской революции. Далее нужно сесть на любой из проходящих автобусов или на маршрутку и доехать до остановок «Площадь двух революций» или «Автостанция Старая Коломна». Выйдя из автобуса, следует двигаться в сторону Коломенского кремля, где и находится Новоголутвинский монастырь.

Адрес и контактная информация

Точный адрес Новоголутвинского монастыря: г. Коломна, район Старая Коломна, ул. Лазарева, д. 11А. Обитель ежедневно принимает паломников и гостей с 07:00 до 20:00.

Контактная информация:

  • адрес электронной почты - [email protected];
  • телефонный код Коломны - 261 (для Московского региона), 09661 (для других субъектов РФ);
  • заказ экскурсий - 4-75-07 (монахиня Матрона);
  • канцелярия - 2-07-07 (тел/факс);
  • +7-916-816-72-25 (монахиня Мария), +7-916-506-49-39 (монахиня Афанасия).

Сейчас Новоголутвинский монастырь в Коломне - не просто одна из многочисленных обителей Подмосковья, но и важнейший культурный и религиозный центр. Во многом благодаря этому монастырь неоднократно посещали высшие сановники РФ: от действующего и бывшего президента до членов правительства и депутатов Госдумы.

Храм в честь Святой Троицы

Храм в честь Покрова Божией Матери

Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь возник на территории Коломенского кремля во время императора Павла I в 1799 году. Тогда указом Святейшего синода коломенский епископ Мефодий был переведен в Тулу, и епископская резиденция осталась пустующей.

Для сохранения архиерейского подворья в Коломне (где власти собирались устроить военные казармы) митрополит Московский Платон (Левшин) распорядился переселить туда братию Голутвина монастыря. Образовался Ново-Голутвин Свято-Троицкий монастырь, в подчинение которого вошли опустевший Старо-Голутвин и Бобренев монастыри.

С 1819 по 1829 года монастырём управлял архимандрит Арсений (Козиоров). В период его управления монастырём была построена в 1825 году ныне существующая колокольня. На ней было 8 колоколов.

Монастырская колокольня — одно из лучших произведений ампира в Коломне. Несмотря на разницу во внешнем облике, звонница Ново-Голутвина монастыря удивительно хорошо сочетается с соборной колокольней, вместе с Успенским собором создавая ансамбль фантастической красоты.

Главный храм Ново-Голутвина монастыря это Троицкий собор, построенный в 1705 году. С северной стороны у церкви была паперть с площадкой и 14-ю ступенями.

В его подклете, где была кладовая с тремя слюдяными окнами, находится церковь, посвященная блаженной Ксении Петербуржской.

В 1680-е годы одновременно с Архиерейским дворцом была возведена и домовая Покровская церковь. В 1770-1780-е годы архитектором М.Ф. Казаковым создаётся проект перестройки всего подворья, главное место в котором отводилось Покровской церкви. Храм одевается «готическим» декором, пытаясь перенести в Россию стиль европейского средневековья.

Монастырь был закрыт к 1920 году. В его корпусах последовательно размещались лазарет, затем общежитие, коммунальные квартиры. В храмах - пошивочные мастерские, позднее - мастерские союза кинематографистов. Разграбленные храмы и корпуса пришли в запустение, монастырское кладбище было осквернено.

Сейчас в монастыре живет 90 послушниц и монахинь, которые под руководством настоятельницы игуменьи Ксении (выпускницы журфака МГУ Ксении Зайцевой) исполняют различные послушания. Они и шьют, и вяжут, и клеят, и строгают, и рисуют, и поют, и пекут, и коров доят, и президента встречают, и патриарха. Они и фотографией занимаются, и керамику обжигают, и свой сайт оформили так, что иной программист позавидует.

В монастыре открыт Православный медицинский центр имени святой Блаженной Ксении Петербуржской. Прием ведут монахини - профессиональные врачи. Здесь лечилась актриса Маргарита Терехова.

На территории монастыря в созданном монахинями питомнике «Конвент» содержится и разводится редчайшая порода монголо-бурятских собак, а также среднеазиатских овчарок.

Достопримечательностью монастыря является верблюд Синай, подаренный женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой. На территории монастырского подворья, расположенного в 17 км от Коломны, сестры разводят чистопородных вятских лошадей, привезенных из Удмуртии. При монастыре действует клуб любителей животных. На праздник Рождества Христова сестры запрягают лошадей и верблюда для катания детей.

В 1993 году женский хор Свято-Троицкого Ново-Голутвинского монастыря принял участие в проходившем в Коломне концерте Бориса Гребенщикова.

Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, самый молодой из кремлёвских монастырей, расположен в центре древнего кремля Коломны. Многие его здания гораздо древнее, так как основан он был на месте архиерейского дома, упоминающегося в писцовых книгах 1577-1578 г.г. С 1350 по 1799 гг. на территории обители располагалась архиерейская резиденция, где жили епископы, архиепископы, управлявшие Коломенской епархией.




Схема кремля и 15я прогулка (включая все предыдущие)


План Ново-Голутвина монастыря
1. Церковь Троицы Живоначальной (в подклете - церковь св. блж. Ксении Петербургской)
2. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
3. Колокольня
4. Часовня св.Равноапостольного кн. Владимира и св. вмц. Анастасии Узорешительницы
5. Часовня св. блж. Ксении Петербургской и св. прав. блж. Матроны Московской
Другие постройки монастыря:
6. Святые врата
7. Келейный(бывший архиерейский)корпус (XVII в.)
8. Служебное помещение
9. Служебное помещение
10. Служебное помещение
11. Семинарский корпус (XVII в.)
12. Настоятельский корпус
13. Стены и башни ограды (XVIII в.)

Коломенская епархия была учреждена ранее 1350 года, после нашествия на Русь монголов. Начало ее относится ко временам княжения Иоанна Даниловича Калиты (1328-1340), самое позднее - ко временам княжения Симеона Гордого (1340-1353). Она принадлежала к 3-му классу епархий и имела 10 монастырей и 931 церковь. В 1655 г. в Коломне останавливался Антиохийский патриарх Макарий. Из письма его секретаря сирийца Павла Алеппского мы узнаем о том, как выглядел архиерейский дом в XVII веке. «Архиерейский дом очень велик и обнесен кругом деревянной стеной. Епископ проходит к кельям от южной двери церкви по высокой лестнице и длинной деревянной галерее, находящейся на большой высоте от земли; бывало, когда мы проходили по ней, пред нами открывался вид на поля и деревни на далекое расстояние, ибо галерея совсем открыта. Кельи или, вернее, дворец епископа, выстроены из превосходного камня и дерева и также висячие (как и церкви); из них одни — для зимы, другие — для лета. Летние кельи имеют галереи, выходящие в сад, в коем растут чудесные яблоки, редкостные по своей красоте, цвету и вкусу …»

«Зимние покои состоят из многих помещений, из которых одни ведут в другие. Они выстроены из строганного, крепко сплоченного, чудесного дерева и имеют двери, плотно прилаженные и тщательно пригнанные, обитые войлоком и кожей... Все окна имеют передвижные ставни, плотно пригнанные; днем их открывают и вставляют в окна рамы с каменными стеклами здешней страны; (Наверно, эти слюдяные рамы)на ночь же эти рамы снимают и ставят на место их в окна ставни, обитые войлоком, дабы сквозь них не мог проникнуть холодный воздух. В каждой келье есть печь из кирпича для разведения огня, с железными дверцами; эти печи топят в зимнее время для нагревания комнат. Также в каждой келье есть иконостас с образами и не только внутри, но и снаружи над дверью, даже над дверью лестницы…»

«Здание приказа епископа сводчатое, вновь выстроенное из камня; здесь и казнохранилище его. Это епископство владеет угодьями — деревнями со многими крестьянами. В епископском доме есть большая тюрьма с железными цепями и тяжелыми колодками для преступников. Если кто из крестьян епископа провинится: украдет или убьет, то его приводят сюда, сажают в тюрьму и наказывают…смертью или ударами, смотря по вине. Воевода не имеет власти над ними… Епископству принадлежат триста стрельцов…Когда епископ едет куда-нибудь, они сопровождают его всюду, куда бы он ни отправлялся…»

Архиерейский (с домовой церковью Преподобного Сергия Радонежского) и семинарский корпуса построены в начале 1680-х годов при архиепископе Никите Тотемском.


Архиерейский корпус


Семинарский корпус

В описании архиерейского двора 1701 г. о них сказано: «На правой руке от... святых ворот на западной стране новые неотделанные палаты о двух жильях мерою извне длиною на сорокех на осми саженях без аршина а тех палат извне по концам поперечнику по семи сажен». В 1734 г. архитектором Иваном Мичуриным были составлены описания и сметы на починку всех зданий архиерейского двора, пострадавших от большого пожара. По этому описанию в «верхнем апартаменте» располагалось 16 палат, четверо сеней и 2 чулана. В «нижнем апартаменте» было 14 палат, в том числе одна «приспешная», да две житенные, 7 сеней, 1 чулан и одна кухня.

Уже в наше время восстановлен древний облик и интерьеры архиерейских палат. В северном конце корпуса в нижнем этаже располагались две одностолпные палаты. Вторую с севера, «крестовую», палату второго этажа занимала домовая Благовещенская церковь. В церкви был резной деревянный иконостас (сгорел) и изразцовая печь. К соседнему с церковью помещению сеней с востока подводило крытое сводами парадное крыльцо с тремя площадками и лестницами. Второй этаж корпуса соединялся крытой деревянной галереей на каменных столбах с Троицкой церковью.

Ремонт в палатах был проведен в 1742 г. Более серьезной перестройке они подверглись после пожара 1777 г. Переделка фасадов и интерьеров велась под руководством архитектора графа Шереметева, Алексея Миронова. Древнерусские формы здания уступили место классическим. После устройства в зданиях архиерейского двора Ново-Голутвинского монастыря корпус был занят кельями братии и архимандрита. В 1816 г. часть помещений первого этажа была предоставлена бурсе (общежитие для учащихся при семинарии). Благовещенская церковь была упразднена.

Небольшой двухэтажный дом, стоящий против Успенского собора, является самой древней постройкой Архиерейского дома, дошедшей до нашего времени. Это перестроенная, после упразднения в 1770-х гг. церковь Покрова Пресвятой Богородицы.


Слева: здание бывшей Покровской церкви; в центре: колокольня монастыря (за ней: Покровская ц.) 1995 г.

В 1705 г. была построена Троицкая церковь, выполненная в стиле московского барокко.

В 1728 г. в Коломне (согласно регламенту 1721 г.) было положено основание учреждения духовной семинарии, окончательно сконструированной епископом Киприаном в 1739 году на территории архиерейской резиденции. Учениками ее были дети местного белого духовенства. Лучшие из учеников посылались иногда в московскую семинарию, причем они были обязаны по окончании ими московского курса, учить в родной семинарии. Среди питомцев коломенской семинарии - Филарет Дроздов, митрополит Московского, и публицист 70-х гг. Н. Гиляров-Платонов.

Размещалась Коломенская семинария в непосредственной близости от архиерейского дома, в каменном двухэтажном корпусе с подвалами, выстроенном в 1680-х гг. при архиепископе Никите и перестроенном в XIX в. Бывший семинарский корпус сохранился - сейчас это келейный корпус Свято-Троицкого Ново-Голутвинского женского монастыря.

При епископе Коломенском Савве (Шпаковском, ум. 1749) обучение в семинарии стали вести специально для этого выписанные преподаватели из киевских училищ. До конца XVIII в. духовные школы были в России основой образования - не только духовного, но и светского. В начальных классах преподавались общеобразовательные дисциплины, в старших - богословские. Языки семинаристы изучали постоянно, во всех классах. Преподавание многих дисциплин велось на латинском языке. Это усложняло обучение, но давало классическое образование и доступ к мировой литературе.

Полный курс обучения в семинариях состоял из восьми классов. Число лет, иногда весьма немалое, за которое ученик одолевал весь курс, зависело от его способностей и прилежания. Низшие классы («инфима» и «фара»), обычно назывались информаториями. Далее шли грамматический (в нем обучались 2 года), пиитический и синтаксический («синтаксима»), в этих классах обычно учились по году в каждом. В классах философии и риторики учились по 2 года.

Высший класс - богословский. Нормой для этого класса было 4 года обучения. По своему внутреннему распорядку, строгой дисциплине и системе общежития первые семинарии в XVIII в. во многом напоминали монастыри. Ректор, префект (его заместитель), а также надзиратели и ученики жили вместе. Воспитанники были изолированы от вольной домашней обстановки, с родными виделись редко.

В 1799 г. вышел указ императора Павла о том, чтобы Коломенскому епископу, который управлял церквами в Тульской, Московской и Рязанской губерниях, управлять только церквами в Тульской губернии. Коломенская епархия была упразднена, а архиерей был переведен в Тулу. В опустевший архиерейский дом по высочайшему указу императора Павла I «в уважение древности, сколько к сему архиерейскому дому, … также и для приличия самому сему древнему городу…» в 1800 году перевели штат Богоявленского Голутвина мужского монастыря, который находился на окраине Коломны, во главе с настоятелем архимандритом Варлаамом. Указом предписывалось также «в ведомство его отдать все находящиеся при том доме церкви и строения».

Митрополит Московский Платон (Левшин) опасаясь, чтобы опустевший архиерейский дом не постигла участь упразднённого в 1788 году первоклассного Симонова монастыря, в чьих зданиях разместили казармы, поспешил выполнить указ. Новому штатному мужскому монастырю присвоили сразу второй класс, что позволяло настоятелей возводить в высокое духовное звание архимандрита и содержать до 17 монахов. К монастырю были приписаны обе соборные церкви: Успенская и Тихвинская. . В память о корнях - Богоявленском Голутвине монастыре - и по главному храму обитель стала именоваться Троицким Ново-Голутвиным монастырём. В архивных документах встречается и другое название: Коломенский мужской монастырь.

Жизнь насельников, в сохранённом благодаря митрополиту Платону монастыре, не была лёгкой. Здания находились далеко не в идеальном состоянии, да и соседей оказалось много. Все здания нуждались в серьезных ремонтных работах, но из-за недостатка средств их проводили только в случае необходимости. Так, для улучшения условий обучения и проживания учащихся духовного училища в 1800 году на семинарском корпусе пришлось «противу двух сеней зделать два крыльца обшивныя и крытыя с лесницами хорошими и прочными и в оных крыльцах зделать по чулану и нужнику в пристойных видах чистою работою», перекрыть крышу тёсом в два слоя, подремонтировать двери, установить в трёх комнатах перегородки. Стоимость работ по договору, заключённому с купцом 3 гильдии Фёдором Васильевичем Шкариным, составила 200 рублей.

Опасения митрополита подтвердились менее чем через три года, когда 12 сентября 1803 года он получил письмо от графа А.А. Аракчеева. Граф сообщал, что коломенский архиерейский дом удобен, «для того, чтобы поместить в нём два эскадрона кирасир с лошадьми и со всеми принадлежностями». Митрополит Платон смог аргументировано отказать в передаче зданий, заключив письмо словами: «Я собственной своей выгоды никакой в том не нахожу, а яко недостойный пастырь того града, ревную об общем благе церкви и о чести града того». Получив отказ, граф Аракчеев не стал настаивать, о чём 14 октября 1803 уведомил владыку.


М.Г.Абакумов

В 1823 г. на месте разобранного парадного крыльца и лестниц была выстроена кирпичная домовая церковь Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца (позднее освящена во имя Покрова Божией Матери) с приделом Преображения Господня.


В 1825 году архимандрит Арсений возвёл 55-метровую колокольню, ставшую второй по высоте в Коломне.

В 1871 года обитель оказалась в «совершенном упадке и нищете, во всех отношениях». В монастырской кассе нашлось около 15 рублей серебром. Причина запустения монастыря была в его штатном устройстве (штатные монастыри получали денежное содержание из государственной казны), из-за чего Ново-Голутвин монастырь «никогда не приходился по сердцу жителям Коломны». Подобные «монастыри критиковались за то, что в них жизнь построена на корысти и свободе в отношении обязанностей», когда «обычаи заменяют уставы, установленные церковью и святыми отцами».

26 ноября 1871 года, в торжественной обстановке епископ Дмитровский Леонид (Краснопевков) открыл в Ново-Голутвине монастыре общежитие (Общежительные монастыри существовали за счёт пожертвований и доходов от трудов монахов). При финансовой поддержке Гурия и Екатерины Ротиных облик монастыря преобразился.- Меценаты Ротины помогали монастырю не только деньгами, но и пожертвовали в 1876 году двухэтажный дом с земельным участком в 526 саженей, приносивший годовой доход до 3 тысяч рублей.

На 1915-1916 год монастырский капитал составлял 61670 рублей.

Налаженная монашеская жизнь была в одночасье разрушена в результате свершившейся Октябрьской революции 1917 года. Имущество монастыря, в том числе находившуюся в собственности 181 десятину земли, национализировали. С начала 1919 года часть помещений заняло управление уездной и городской милиции. В какой-то степени это спасло монастырь от худшей судьбы, так как 16 июня 1919 года на заседание коллегии отдела управления Коломенского уездного исполкома выносят вопрос о создании в Ново-Голутвине монастыре концентрационного лагеря, но этому замыслу помешал временно размещённый в монастыре госпиталь. Кельи стало обживать население.

Вскоре после закрытия монастыря возник вопрос о сохранности монастырского архива, где, по предположению специалистов, могли находиться документы со дня основания обители. Архивные дела находились в башне ограды, но помещения оказались вскрыты, а папки с делами разбросаны. Что стало с ценными документами в дальнейшем, неизвестно.

Весной 1922 годаризница Ново-Голутвина монастыря была включена в «Список монастырей, соборов и церквей, хранящих исключительные историко-художественные ценности, подлежащих ведению Главмузея Н.К.П.», но все же изъятия были проведены. По мнению членов комиссии «лишними» в храме оказались серебряные 4 кадила, трехсвечник, помазок и елейница, сосуд с прибором, 8 лампадок, дарохранительница, крест и ризы общим весом 2 пуда 10 фунтов 24 золотника. С митры был снят жемчуг, «количество и вес коего не определён ни весом ни счётом. Изъятие не смогло приостановить службу в Троицком храме.


Фотография Уильяма Брумфилда. 1992 Слева : колокольня монастыря; поодаль в центре: Троицкая ц; на заднем плане в центре: ц. Иоанна Богослова; справа: кельи. (Вид с колокольни Успенского собора) 1992

В разработанной специалистами треста «Мособлстройреставрация» в 1971 году программе немаловажная роль отводилась Ново-Голутвину монастырю. Бывший архиерейский корпус и здание консистории предполагалось использовать под гостиничные номера для будущих туристов, а в семинарском корпусе поместить красный уголок и администрацию комплекса. Подклет Троицкого, как вариант Покровского храма отводился под ресторан. Верх реставрированной церкви Троицы планировался под музей. При благоустройстве территории предполагалось разбить плодовый сад, примерно такой, как он был в XYIII веке. Первоочередным объектом реставрации мог стать архиерейский корпус.


Покровский храм - вид с Соборной площади. 1989 г

К 1982 году был выселен архиерейский корпус, и сразу к обмерным и исследовательским работам приступили архитекторы К.В. Ломакин и В.А. Мозжеров. Для этого пришлось освободить помещения от поздних перегородок, полов, сбить штукатурку, удалить засыпку пазух сводов. При производстве работ в строительном мусоре удалось обнаружить многочисленные фрагменты изразцов XYII-XIX веков. После склейки и зарисовки реставраторы передали их в Коломенский краеведческий музей.


Фотография Уильяма Брумфилда 1992

С этого времени начался этап возрождения обители под управлением настоятельницы игуменьи Ксении (Зайцевой), по значимости сравнимый со всей предыдущей историей Ново-Голутвина монастыря. Отстроили храм и «архиерейский» корпус, по площади равный жилому, где живут сегодня сто монахинь, инокинь и послушниц. Монастырский парк насчитывает четыре легковых автомобиля, джип, два автобуса, несколько грузовиков, два трактора. Плюс верблюд. Синайку малышом привезли из Египта и подарили космонавты.

В монастыре есть керамическая мастерская, медицинский центр (прием ведут инокини монастыря - специалисты по терапии, невропатологии, гомеопатии), иконописная мастерская, вышивальная мастерская. Работают: воскресная школа, клуб любителей животных, общество садоводов. Кроме газет: "Камешки", "Агрономический вестник", «Медицинский вестник», "Педагогический вестник", выпущено более 60 наименований книг различной тематики. В питомнике выращивают среднеазиатских овчарок (30 собак имеет титул "Чемпион России") и вятскую породу лошадей, занесенную в Красную книгу.



Концертные выступления хора в рамках Саксоно-Богемского фестиваля в Германии в июне 2000 г. по приглашению Российского международного центра культурного и научного сотрудничества, в гг.Берлине, Дрездене, Вроцлаве, познакомило зарубежных слушателей с красотой богослужебного пения Русской Православной Церкви.

На всем протяжении Москва-реки раскинулось ожерелье городов и городков. Коломна, город с многовековой историей, тоже расположился на берегах этой неширокой, но очень живописной реке. Здесь же в кристальных водах отражаются резные стены и сверкающие купола, украшающие Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь.

История женского монастыря

Точное время создания монастырского комплекса неизвестно. Считается, что монастырю немного больше лет, чем Коломенской епархии. Расположенный в самом центре кремлевской территории города Коломна, основан он был примерно в начале или середине 14-го века, т. е. после окончания нашествия монгольских орд на Киевскую Русь. В этих местах тогда властвовал либо князь Калита с 1328 года по 1340 год, либо Симеон Гордый, приступивший к власти в 1340 году и ушедший с престола в 1353 году. С тех пор и по 1799 год монастырь стал центром Коломенской епархии.

В те годы епархию относили к третьему классу. В нее входили:

  • церкви в количестве 931 храма;
  • монастыри в количестве 10-ти комплексов.

Благодаря тому, что монастырь в те годы был религиозным центром всего княжества, за качеством работы строителей тщательно следили, а обеспечение его проходило на самом высоком уровне. Шли годы, менялись правители, но здесь, в тихом монастырском подворье оно словно замерло. Столетие за столетием здесь не менялось ничего вплоть до 17-го века.

1728 год принес с собой ряд новшеств, повлиявших на жизнь города и нашедших отклик в монастыре. Началось строительство духовной семинарии, первыми слушателями в которой стали дети местного духовенства. Лучших учеников потом отправляли в столицу для дальнейшего обучения с условием возвращения в стены альма-матер в качестве новых учителей. Наиболее известными выпускниками коломенской семинарии стали:

  • Московский митрополит св. Филарет Дроздов;
  • публицист Н. Гиляров-Платонов.

Император Павел своим указом упразднил Коломенскую епархию в 1799 году. Архиерея ее перевели в Тулу.

Полностью исчезнуть монастырю не позволил Митрополит Московский Платон, который в 1800 году часть братьев из окраинного коломенского Богоявленского мужского монастыря перевел сюда. Данный поступок привел к изменению названия монастыря, поскольку кремлевский стал называться Ново-Голутвин, а пригородный – Старо-Голутвин.

Первую часть названия дал монастырю главный храм комплекса, который посвящен Святой Троице. Ему присвоили 2-й класс и позволили содержать 17 монахов. К нему приписали 2 церкви: Тихвинскую и Успенскую.

1871 год принес новые изменения. Из штатного монастыря его перевели в разряд общежительных, что позволило увеличить количество монашествующих до 50 человек.

Спокойствие и благоустроенность вновь стали спутниками монастыря, поддерживая его благополучие более ста лет, однако все рухнуло в одночасье.

1917 год, когда был провозглашен декрет «Об отделении церквей…», принес несчастья всем религиозным организациям (в том числе и монастырям). Не обошла стороной беда и Коломну. Ново-Голутвин стал одним из 673 монастырей, которые были ликвидированы в период с 1918 года по 1921 год. Все имущество вывезли. Землю национализировали. Настоятель архимандрит Леонид лишился личных вещей и наград. Лишились крова над головой 16 монахов и 14 молодых послушников.

Помещениям монастыря угрожал снос, однако их спасла необходимость разместить где-то управление новой милиции как городского, так и уездного значения. Они перебрались в часть монастырских помещений в 1919 году, занимающих наиболее удобное расположение относительно входа.

23 мая в монастыре должны были провести ряд изменений, которые превратили бы его в лагерь для содержания заключенных, осужденных на принудительные работы. Основными параметрами, давшими такую идею руководству, стали:

  • наличие высокого и крепкого забора по всему периметру монастыря;
  • размеры келий, которые были очень узкими, ведь их легко можно было сделать камерами для заточения;
  • размеры монастырской территории, которые вмещали большое количество зданий.

Местные власти попытались выполнить задание, но провести быструю подготовку корпусов не получилось. В результате, идею открытия лагеря для преступников заменили на план временного размещения госпиталя. С. Н. Нилову, который в то время занимал место заведующего отделом управления Коломенского совдепа, такая ситуация не очень импонировала, поэтому 9 августа он вернулся к данному вопросу, намереваясь не дожидаться момента освобождения монастырской территории госпиталем. И все же, постоянно возникали какие-то неувязки и причины, не позволяющие превратить монастырь в лагерь, а позже жители стали обживать кельи.

Архивы монастыря включали в себя документацию, которая могла быть датирована временем формирования монастырского комплекса, при этом требовала особого отношения к сохранности. Бумаги собрали в башне ограды и закрутили дверь проволокой, поскольку не нашлось замков. В результате, много исторических документов было утеряно. Монастырь отдали в ведомство Главмузея, чтобы сохранить как можно больше ценных экспонатов.

6 мая 1968 года из монастыря и всей центральной части города хотели создать Коломенский историко-архитектурный заповедник. Он должен был включать в себя:

  • монастырское здание, которое должно было использоваться в виде гостиничных номеров;
  • ресторан;
  • музей;
  • плодовый сад, похожий на тот, который был разбит здесь в начале 18-го века.

Эти планы не сбылись, но в 1973 году началась реставрация на территории монастырского комплекса. Специалисты изучали следы декора, историческую документацию, материалы архивов, чтобы можно было восстановить первоначальный внешний вид комплекса. Это было нелегко, ведь годы оголтелого атеизма разрушили почти все.

Восстановили крест, главу и барабан, потом долго возрождали фасад, изготавливая такое же тесанный вручную кирпич, как и в древние времена. Постепенно проводились множественные работы, направленные на восстановление из разрухи таких элементов монастырского комплекса, как:

  • трапезная;
  • древние ниши;
  • четверик;
  • интерьеры апсида.

Русской православной Церкви монастырь был передан в 1985 году.

Наше время

Сейчас монастырь принадлежит женской общине. Кроме вышеперечисленных зданий, имеются такие строения:

  • Троицкая и Покровская церкви
  • Каменные палаты и колокольня
  • Храм во имя Ксении Петербургской
  • Часовня со святым источником
  • Гостиница для размещения паломников и монашествующих

Монастырь дает приют 80 монахиням и инокиням родом из России и ближнего зарубежья. Работает Православный медицинский центр им. св. Блаженной Ксении Петербургской. Больных принимают монахини, являющиеся профессиональными докторами.

Здесь можно посетить экскурсию, которую проведут для вас сестры-монахини.

Заботятся в монастыре не только о людских душах, но и о животных. На территории открыт питомник «Конвент», так что здесь и на подворье, расположенном за городом, живут:

  • монголо-бурятские собаки;
  • среднеазиатские овчарки;
  • верблюд Синай;
  • чистокровные вятские лошади.

Здесь работают мастерские разных направлений:

  • вышивальная;
  • керамическая;
  • иконописная;
  • столярная.

Монастырь взял под свою опеку приют для мальчиков-сирот, обосновавшийся на территории деревни Малое Карасево. Монахини проходят обучение в педагогических учреждениях разного ранга.

Расписание богослужений

Режим работы храмов на территории монастыря зависит от наличия праздников. В обычное время служба проводится:

  • 8:00 – литургия.
  • 17:00 – вечерняя служба.

По большим праздникам режим может меняться. О том, в каком именно из монастырских храмов проходит богослужение в конкретный день, необходимо узнавать у сестер монастыря.

Как добраться до Свято-Троицкого Ново-Голутвина женского монастыря

Гости города могут воспользоваться такси и заказать поездку по адресу район Старая Коломна, улица Лазарева, д. 11 а.

Контактные данные

  • Электронный адрес: [email protected]
  • Телефонные номера: 8-49661- 20707, 8-916-8167225.

Фотографии


В Коломне, посреди деревянного Кремля расположился Ново-Голутвин Свято-Троицкий женский монастырь. Обходя Соборную площадь, непременно наткнешься на него. На сегодняшний день он является одним из крупнейших, находящихся на территории современной России. Являясь самым молодым из кремлевских монастырей, он был основан в 1799 году в городе Коломне и является первой православной женской обителью, открывшейся в Московской епархии.

Писцовые книги 1577—1578 гг. предоставляют сведения о том, что монастырь возведен на той территории, где раньше находилась архиерейская резиденция с 1350 по 1799 год. В резиденции проживали епископы, архиепископы, которые управляли Коломенской епархией. Именно эти данные дают основание утверждать о том, что на самом деле некоторые из зданий Новоголутвинского монастыря намного древнее. После упразднения епархии в 1799 году внутри Коломенского кремля и основывается Свято-Троицкий монастырь.

Главным храмом, сохранившимся до наших дней, но неоднократно переделанным, является Троицкий. Он был основан в 1680 году в стиле московского барокко. Вдальнейшем вокруг храма создавались новые корпуса и строения, легшие в основу Свято-Троицкого монастыря.

История

Коломенская епархия была образована еще до пришествия монголов. Первое упоминание о ней относится ко времени правления Ивана Калиты, то есть 1328—1340 гг. В это время при ней имелись десять монастырей и 931 церковь.

Из писем сирийца Павла Алеппского, секретаря Антиохийского патриарха Макария, мы узнаем, что представлял из себя архиерейский дом XVII века.

Весьма великим и обнесенным вокруг деревянной стеной; дворец епископский сооружен из прочнейшего камня и хорошего дерева — такое описание резиденции дает сириец. Его поражала длинная деревянная галерея, возвышающаяся над землей и предназначавшаяся для прохода епископа от южных дверей церкви к кельям. Большое внимание он уделяет русским мастерам-плотникам, которым удалось построить настолько теплые покои.

Расцвет архиерейского подворья

В конце XVII века архиепископом стал Никита Московский и Каширский. Именно при нем отмечают расцвет архиерейского подворья. Новыми зданиями, при нем построенными, стали Архиерейский дом, помещение Разрядного приказа и Троицкая крестовая церковь, являющиеся на данный момент основными зданиями комплекса.

К 1728 году была построена духовная семинария в Коломне, где учились дети местного духовенства. Наиболее одаренных учащихся посылали в Москву для продолжения обучения, с условием последующего их возвращения в семинарию в качестве учителей и преподавателей.

После того, как в 1799 году по приказу императора Павла I Коломенская епархия была упразднена, архиерея переводят в Тульскую губернию. Опасаясь того, что бывший архиерейский дом могут упразднить, митрополит Московский Платон (Левшин) спешил исполнить указ и в кратчайшие сроки перевести братию из Богоявленского мужского монастыря сюда. После этих событий новый монастырь в Коломне именуется Ново-Голутвин, имеющий также другое название Коломенский, а находящийся на окраине – Старо-Голутвин.

XIX век

В виду того, что монастырь был построен в честь Святой Троицы, он стал называться Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, и в начале XIX века мог содержать не более 17 человек, так как ему был присвоен 2 класс. Две церкви – Тихвинская и Успенская, также были присоединены к монастырю. Настоятелем стал архимандрит Варлаам.

Через несколько лет опасения митрополита Московского и Коломенского подтвердились – в письме от графа А. А. Аракчеева указывалось о намерениях создать на территории бывшей Архиерейской резиденции конюшни. Но митрополиту, хоть и с большим трудом, все же удалось отстоять здания. Архитектором, разработавшим план по размещению кирасир на месте архиерейского дома, стал И.А.Селихов. Этот план сохранился до наших дней в архивах Санкт-Петербурга.

Жизнь в обители забурлила. Здания требовали ремонта, большое количество насельников – скорейшего размещения, а непредвиденные обстоятельства, такие как плохие погодные условия длительное время или внезапно поднявшийся ураган, мгновенно срывающий крыши, добавляли хлопот. Поэтому работы хватало всегда.

С 1823 года разворачивается еще более масштабное строительство, уже при архимандрите Арсении (Козиорове). Построенная в псевдоготическом стиле кирпичная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского была одним из новоиспеченных зданий монастыря.

Кроме того практически одновременно со строительством церкви возводятся ворота с северной стороны, одна из оградительных башен на северо-западе монастыря, а также вторая по высоте в Коломне колокольня, составлявшая более 50 метров ввысь.

Архимандрит Тихон (Угленский)

Череда сменявших друг друга настоятелей продолжилась до 1846 года, когда этот пост занял архимандрит Тихон (Угленский), прослуживший здесь не менее 25 лет. Всерьез увлекаясь историей раскола Русской православной церкви, он не жалел денег на то, чтобы приобрести литературу или рукописи, касающиеся данного вопроса. Впоследствии часть приобретенных им редких книг была передана в библиотеку Московской епархии, а оставшиеся – проданы, деньги переданы монастырю.

В благодарность за многолетнюю службу настоятель Тихон был удостоен ордена святой Анны 2 степени. Но при всем этом, некоторые историки считают, что хозяйство вести он не умел, и поэтому после кончины архимандрита монастырь пришел в запустение. В качестве доказательства такой точки зрения приводят воспоминания Угрешского настоятеля Пимена (Мясникова).

Ново-Голутвин монастырь становится общежительным

Реформирование было очевидно и неизбежно. К тому же важной подоплекой стало появившееся в обществе мнение, что институт монашества вообще необходимо устранить. Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов) всерьез взялся за решение этой проблемы. Он считал, что вымирание монастырей происходит из-за снижения уровня нравственности. Поэтому наилучшим выходом из сложившейся ситуации будет переведение всех мужских монастырей в ряд общежительных.

C 1871 году Ново-Голутвин монастырь становится общежительным и насчитывает уже около 50 монахов. Большую помощь в реорганизации обители оказывали меценаты Ротины. Они помогали не только финансами, ими в 1876 году был пожертвован дом в несколько этажей с участком земли, приносивший монастырю немалый годовой доход.

Обучение известных сейчас личностей

Необходимо также отметить, что XIX столетие стало для Новоголутвинского монастыря своеобразным «золотым веком», ведь именно тогда здесь обучались и веди свою активную деятельность многие известные сейчас личности.

Протопресвитер Успенского собора Московского кремля Николай Александрович Сергиевский (1827—1892) начинал здесь свое обучение. В дальнейшем он становится профессором богословия в Московском университете и основателем одного из духовных журналов — «Православное образование», пишет множество трудов на религиозную тематику.

Будущий профессор Духовной Академии в Москве Никита Петрович Гиляров-Платонов (1824—1887) также обучался в Коломне, а затем оставил воспоминания о быте и нравах Коломенского училища. Особенно врезались в его память моменты наказаний учащихся одним из преподавателей.

Василий Григорьевич Толгский (1842—1909) , церковный педагог, по завершению обучения в Коломенском духовном училище отучился в Московской семинарии, а позднее стал священником в 1864 году. Несмотря на материальные трудности и невозможность должным образом обеспечить семью, отцу Василию удалось на свои средства устроить школу, организовать хор, в который входили школьники и крестьяне.

1894 год был ознаменован окончанием Коломенского духовного училища Иваном Николаевичем Державиным, священномучеником Иоаном (1878—1937) ; преподавал в церковно-приходской школе. В 1930 году его приговорили к ссылке на три года, он был отправлен отбывать ее на Север. По возвращении служил в одном из сельских храмов Московской области. В 1937 году его ждал арест и расстрел.

Александр Васильевич Орлов (1890—1937) также являлся учеником Духовного училища в Коломне. После отучился в Московской духовной семинарии, окончив ее в 1909 году. В 1911 году становится священником. В 1937 году был арестован, его ложно обвинили. Заключение свое он отбывал в Таганской тюрьме. В октябре того же года он был расстрелян.

Ликвидация Новоголутвинской обители

Что же касается жизни монастыря, то с началом революции 1917 года она резко переменилась. За период с 1918 по 1921 годы на территории России были ликвидированы 673 монастыря, сюда же относился и Новоголутвинская обитель. Все церкви были отделены, а все имущество монастырей отныне становилось общенародным. Даже личные вещи и награды настоятеля храма Леонида были отобраны и переданы народу. Без приюта оказались 16 монахов и 14 послушников.

Важное значение имело для монастыря то, что в 1919 году почти все помещения были отданы в государственное управление, в частности для уездной милиции. Именно это и спасло здания от полного разрушения.

А к маю было принято решение переорганизовать обитель в колонию типа контрационного лагеря. И не смотря на достаточно благоприятные для этого условия – достаточно высокий забор, маленькие кельи, использовавшиеся бы в качестве камер, быстрое преобразование не удалось. В скором времени помещения монастыря превратились в госпиталь. А позднее, после новых неудавшихся попыток организовать на территории обители концентрационный лагерь, кельи стали заселяться местными жителями.

После закрытия храма остро встала проблема сохранности монастырских архивов, свидетельствовавших об истории монастыря практически со дня его основания. Как выяснилось, монастырская документация находилась в охранной башне, для нее специально были выделены два жилых помещения. В последствии, дела опечатали, но что стало с ними дальше никому неизвестно, так как замков на двери здания не было, и закрыли ее, просто скрутив проволокой.

Работники «Главмузея» всеми усилиями пытались сохранить монастырь и монастырский архив, являвшиеся одной из важнейших исторических ценностей. Несмотря на все попытки, к 1922 году большая часть имущества была изъята в фонд помощи голодающим Поволжья. Но даже это не остановило проведению служб в Троицкой церкви. В 1928 году иеромонаху Иоанну (Болагурову) удалось начать восстановление храма под видом религиозной общины.

Но к концу 20-х гг. XX в. Горсовет Коломны был обязан брать в аренду все здания и предметы культа и заключать об этом договоры с группами верующих. Не обошло стороной это событие и Свято-Троицкий монастырь. Через некоторое время Ново-Голутвинскую церковь была закрыта, многие иконы пропали, а помещения были сильно разорены или подверглись национализации. Например, в 1934 году городской финансовый отдел продал одному из Коломенских заводов колокольню. 1940—1950-е гг. – время, когда церковь Троицы находилась в аренде у швейно-ремонтной фабрики.

Реальный шанс сохранить оставшееся имущество монастыря появился в 1971 году после того, как была создана реставрационная программа, предполагавшая создание историко-архитектурного заповедника, где большую роль играл Ново-Голутвин монастырь. Планировалось создание на месте бывшего архиерейского дома гостиничных комнат для будущих туристов, администрации, ресторанов и тому подобное.

Но эти планы так и не были осуществлены, хотя реставрационные работы в Свято-Троицком монастыре все же начались. За дело принялись мастера-архитекторы В.А.Мозжеров, В.В.Тепляков, С.П.Орловский. Конечно, мастерам пришлось столкнуться с большими трудностями в ходе реставрации. Из зданий пришлось постепенно выселять жителей для того, чтобы охватить ремонтом как можно большую площадь.

Из-за того, что было неясно, как дальше предполагается использовать ремонтируемые помещения, работы растянулись на достаточно продолжительное время. Но с приходом перестройки политической и экономической жизни государства появляются предпосылки для восстановления духовных и религиозных свобод. Постепенно храмы стали переходить в руки верующих, а церковная жизнь восстанавливаться.

Покровительство Русской Православной Церкви

Только 1989 году монастырю были возвращены здания, находившиеся в очень запущенном состоянии. Главной целью возвращения помещений было создание женской общежительной обители. Впоследствии происходила активная организация восстановительных работ в монастыре.

Священный Синод принял решение о том, что настоятельницей монастыря становится игуменья Ксения.

С 1989 года начинается новая жизнь обители – монастырь переходит под покровительство Русской Православной Церкви. С этого момента возникает идея создания первого православного женского монастыря, коих до этого момента не было. Начинается восстановление Архиерейского корпуса. Реставрация обители и налаживание монастырской жизни давалось все-таки с трудом, ведь и навыки строительства, и навыки ведения хозяйства практически отсутствовали. Но тем не менее сестры делали все возможное, что было в их силах – разгребали мусорные завалы, помогали новым жителям обживать теперь уже заново отстроенные места. Началом новой монастырской жизни послужила первая служба в Троицком монастыре.

Вместе с благоустройством монастыря у администрации города Коломны прибавляются новые хлопоты. Храмом начинают интересоваться политические личности, деятели культуры, с каждым годом число гостей и паломников обители неумолимо растет. Такие изменения означали, что Свято-Троицкий монастырь становится достопримечательностью города.

Монастырь в наши дни

На сегодняшний день Новоголутвинский монастырь включает в себя несколько храмов:

  • Во-первых, Храм Пресвятой Троицы . Первое богослужение во вновь возрождающейся обители совершилось здесь во время празднования Сретения Господня 15 февраля 1989 г. С этого момента Троицкий храм начинает символизировать возрождение духовной жизни в Коломне.
  • Во-вторых, Храм в честь Покрова Божией Матери . Довольно продолжительное время Покровский храм находился в состоянии запустения и разрухи. Для освящения его возникла необходимость в ремонтных работах, а именно разборке внутренних перегородки, появившихся здесь в советский период, а также очистке стен и сводов от слоев краски и побелки, под которыми долгое время находились живописные росписи XIX века.
  • В-третьих, Храм во имя святой Блаженной Ксении Петербургской . В 1990 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий благословил и освятил церковь в честь блаженной Ксении Петербургской. Больших трудов стоила монахиням роспись сводов храма. В 1999 г. в храме установили керамический иконостас.
  • В-четвертых, Храм в честь Успения Божией Матери (Подворье) . В 1990 году на территории, предназначенной для ведения хозяйственного подворья, возводится храм в честь Успения Божией Матери. Монастырская жизнь начинает кипеть теперь и здесь.
  • И, наконец, в-пятых, Церковь Пресвятой Троицы (Подворье) .На территории монастырского подворья Свято-Троицкой Новоголутвинской обители была воздвигнута церковь с колокольней, освященная в честь Пресвятой Троицы. В воскресные и праздничные дни в храме совершается Литургия, проводятся занятия воскресной школы.

А также некоторые часовни:

  • Часовня во имя равноапостольного князя Владимира;
  • Часовня во имя Святых Блаженной Ксении Петербургской и Матроны Московской.

Руководство монастырем осуществляет митрополит Ювеналий. В обители проживают более 80 монахинь и инокинь не только из России, но и Ближнего Зарубежья. Кроме того, на территории монастыря жили и работали монахини из таких стран, как Финляндия, Голландия, Венгрия, Польша.

При монастыре открыт еще в 1997 году посвященный святой Блаженной Ксении Петербургской Православный медицинский центр, куда на прием можно обратиться к монахиням – профессиональным докторам. В течении года в медицинский центр обращаются более трех тысяч человек.

Монастырь открыл также свой музей, действующий постоянно. Здесь находятся иконы, мозаики, а также фотовыставка, рассказывающая посетителям историю обители с момента ее основания до сегодняшнего дня со всеми периодами ее взлетов и падений, разрушений и восстановлений.

Ново-Голутвин монастырь ведет активную экскурсионную деятельность – монахини сами организуют экскурсии по обители. При этом здесь имеется трапезная, а также небольшая гостиница для паломников и туристов.

При обители работает клуб любителей животных. Главная достопримечательность монастыря – подаренный Валентиной Терешковой, российской космонавткой, верблюд Синай. В питомнике «Конвент», который был создан самими монахинями, разводят редкую породу собак – монголо-бурятские собаки, а также среднеазиатские овчарки.

В нескольких километрах от Коломны находится монастырское подворье, где сестры занимаются разведением древнейшей и давно уже занесенной в Красную книгу пород чистокровных вятских лошадей, доставленных из Удмуртской республики. Каждый год во время празднования Рождества Христова дети имеют возможность прокатиться на лошадях или верблюде.

На монастырском подворье сестры занимаются также и ведением сельского хозяйства: выращивают натуральные продукты питания в саду и огороде. Кроме того, на подворье имеется своя сыроварня и молочный цех, что позволяет производить сметану, творог, масло и тому подобное.

Кроме всего прочего при монастыре работают различные мастерские – по вышиванию, иконописи, керамике и столярному делу. Монахини освоили издательское дело, а также открыли свою собственную радиостанцию «Благо».

Хор, в котором поют сестры, неоднократно выезжает на концерты и богослужения во многие храмы Москвы и других крупных городов России. Кроме этого, в 2000 году хор принял участие в Саксоно-Богемском фестивале, проходившем в ФРГ.

Монахини имеют возможность обучаться в педагогическом институте и других учебных заведениях. Это позволяет им иметь в своем ведении детский приют для мальчиков-сирот (д. Малое Карасево). Сейчас здесь обучаются более 50 детей. Открыта также и Воскресная школа, где детям преподают основы благочестия, церковного пения, историю Церкви.

Большое значение для обители имеет то, что сюда не единожды прибывал с визитом патриарх Алексий II. В 2003 году, будучи президентом РФ, монастырь посетил В.В.Путин, а в 2011 году – Д.А.Медведев.

Святыни

На сегодняшний момент в Покровском храме Новоголутвинского Свято-Троицкого женского монастыря располагаются почитаемые святыни. Здесь находятся части мощей многих святых:

  • Апостол и Евангелист Лука;
  • святой Пантелеимон;
  • первомученик Стефан;
  • великомученик Георгий Победоносец;
  • преподобный Авраамий;
  • благоверный князь Александр Невский;
  • мученик Иоанн Воин;
  • благоверные князья Петр и Феврония;
  • мученик Иоанн Новый;
  • великомученицы Ирина и Варвара;
  • мученица Татиана;
  • преподобномученица Елисавета Феодоровна;
  • преподобные Кирилл и Мария Радонежские;
  • святая блаженная Матрона Московская.

Подвести итог хочется высказыванием настоятельницы Ксении. Вот ее слова:

О храмах и монастырях большинство людей говорит, не зная толком ни христианства, ни проблем монастырской жизни. Но они так говорят не от незнания, а потому что их так учили еще с раннего детства. Поэтому очень легко в результате неверных суждений докатиться до самой настоящей «тюрьмы ложных воззрений», которая по сути своей не вызывает у человека никакого дискомфорта, а поэтому освобождаться из нее никто не даже не пытается.

Моральная деградация, происходящая сейчас в самых толерантных и демократических странах мира, не может остаться незамеченной. Решением такого рода проблем может послужить «удерживающие» факторы. Монашество – особое устроение души, приобретение таких знаний, которые станут ключом к тому, чтобы понять настоящий смысл жизни, найти путь к состраданию и вдохновению.

На карте

Как добраться до Ново-Голутвина Свято-Троицкого женского монастыря

  • Как проехать к Новоголутвинскому монастырю на городском транспорте: едем от станции метро «Выхино» на автобусе № 460 до города Коломна. Выходим на остановке «Площадь Двух революций». Приблизительное время в пути — 1,5 – 2 часа. Входим в Коломенский кремль со стороны улицы Лажечникова.
  • На железнодорожном транспорте: едем от Казанского вокзала электропоездом «Москва-Голутвин» или «Москва-Рязань» до станции «Голутвин» (ориентировочное время пребывания в пути – 2-2,5 часа).
    Далее садимся на трамвай № 3, либо на маршрутное такси № 10У, или 18 до остановки «Площадь Двух революций». Входим в кремль со стороны Ямской башни.
  • Чтобы проехать к Ново-Голутвину монастырю на автомобиле, необходимо двигаться по Новорязанскому шоссе. После въезда (со стороны Москвы) в Коломну нужно придерживаться длинной центральной улицы города — улица Октябрьской революции. После железнодорожного переезда через 500 м повернуть налево (где дорожный указатель «Богоявленский Старо-Голутвин монастырь и Коломенская духовная семинария»). Через 100 м — конечная остановка.

Адрес

  • Ново-Голутвина монастыря: Московская область, город Коломна, улица Лазарева, 9-11А

Часы работы

  • Ежедневно с 07:00 до 20:00

Телефоны, e-mail

  • Звонок из Москвы и Московской области, код г. Коломны — 261, звонок из других регионов – 09661.
  • Канцелярия тел.факс: (монахиня Анастасия) 2-07-07
  • Медицинский центр — главный врач монахиня Екатерина: 4-27-44
  • Паломнический центр: (Ирина Анатольевна) 8-910-4678767
  • Заказать экскурсии можно обратившись к монахини Матроне: 4-75-07
  • E-mail: [email protected]
Похожие публикации