Валдайский Иверский Святоозёрский Богородицкий мужской монастырь. Валдайский иверский богородицкий святоозерский монастырь Валдайский иверский монастырь

Валдай всегда привлекал туристов своей великолепной природой, уникальным национальным парком и заповедником. Но главным пунктом любой экскурсии в эти места является Иверский на Валдае. Эта главная православная достопримечательность расположена на Сельвицком острове.

История Иверского монастыря (Валдай)

Эта обитель была построена по распоряжению патриарха Никона. Это произошло в XVII веке. Сооружение монастыря одобрил царь Алексей Михайлович. Священнослужители рассказывали, что патриарху было видение во время поездки на Соловки, которое представляло собой огненный столп, ознаменовавший место строительства обители. В архитектурном плане он был создан по образу мужского Иверского монастыря, расположенного на горе Афон в Греции.

К 1653 году были построены две деревянные церкви, которые освятили в честь Филиппа Московского и иконы Иверской Божьей Матери. Позднее были возведены и освящены каменный Успенский собор и церковь архистратига Михаила. Кроме того, здесь появилось множество мелких построек хозяйственного назначения.
Царская грамота закрепила за монастырем окрестные земли - села Вышний Волочек, Боровичи, Яжелбицы, а также и некоторые близлежащие монастыри.

В 1655 году в монастырь полностью переселилась братия Кутеинского монастыря (Белоруссия) вместе со своей Они привезли с собой даже типографские станки. С этого момента здесь начало развиваться книгопечатанье.
(основоположник монастыря) во время своего визита переименовал Валдайский посад, назвав его селом Богородицким, а местное озеро он назвал Святым. С этого времени монастырь приобрел второе название - Святоозерский.
В 1656 году завершилось строительство Успенского собора, который в том же году был освящен.

С давних пор размеренной и спокойной жизнью славился Валдай. Монастырь Иверский успешно функционировал как храм. Так было до Октябрьской революции, когда он стал приходить в упадок. Из монастыря увезли чудотворную икону в 1927 году, а саму обитель году вместе с монашеской общиной (70 человек) преобразовали в трудовую артель. Позже здесь был историко-архивный и краеведческий музеи, школа для больных туберкулезом детей, дом инвалидов ВОВ, база отдыха.

Восстановление

Монастырь, находившийся в аварийном состоянии, в 1991 году вернули Новгородской епархии. Его первым наместником (после возвращения обители) стал игумен Стефан.
Президент России прибыл на торжественную литургию на Валдай. Иверский монастырь (фото вы видите в данной статье) освятил в честь иконы Богородицы Иверской в 2008 году ІІ. В том же году было принято решение позолотить купола Иверского собора.

Реставрация

За годы упадка и запустения Иверский монастырь (Валдай) практически утратил храмовую живопись. Предстояла трудоемкая и кропотливая работа по ее восстановлению. Она велась почти пять лет. Сохранившиеся участки были аккуратно расчищены и укреплены. Художники-реставраторы дописали утраченные композиции. Кроме того, были написаны святые и херувимы на алтарных окнах. Фрески верхней части алтаря отреставрированы по старинным образцам в 2009 г.

Некоторые композиции приходилось прописывать по нескольку раз, чтобы выдержать единый стиль. За время реставрационных работ мастерам удалось воссоздать почти три тысячи метров уникальной храмовой живописи. Реставрация была завершена в 2011 году.

Описание Иверского собора

Все, кто приезжает на остров Валдай, монастырь Иверский посещают обязательно. И начинают знакомство с обителью с ее главного собора. Иверский собор (ранее Успенский) представляет собой шестистолпное, пятиглавое, трехнефное сооружение, построенное в форме квадрата с тремя апсидами.

С четырех сторон храм окружает галерея, характерная для всех строений патриарха Никона. Галерея имеет крыльцо, а с северной и южной стороны находятся две двухэтажные палатки с крестами. Своды храма поддерживают шесть больших столбов. Раньше в алтаре были хоры, выполненные из дерева, но они не сохранились до нашего времени. Сейчас хоры в храме каменные, расположенные над дверью у входа.
Церковь украшают фрески XIX века, восстановленные мастерами-реставраторами предприятия «Китеж».

У входа в церковь можно увидеть сюжет, рассказывающий о том, как Иверская икона попала в святую обитель, а также явление нетленных мощей святого Иакова.
Престол (XVII в.) установлен на каменные столбы, к нему же примыкает ступень из камня. Престол украшен чеканкой, а над ним расположена резная сень.
На горнем месте изображен Спаситель, восседающий на престоле. Ему предстоят пророк Иоанн Предтеча и Пресвятая Богородица. По двум сторонам этого образа находятся двенадцать апостолов.

Валдай, монастырь Иверский: Богоявленская церковь с трапезной

Предположительно это грандиозное строение с трапезной было построено в 1669 году. Его скромное убранство выгодно оттеняет строгий храмовый фасад. Нижние окна обрамляют тонкие колонки и маленькие упрощенные кокошники.

Здание трапезной состоит из двух этажей. На первом (полуподвальном) этаже находились хранилища, а на втором располагалась просторная трапезная, подсобные помещения и кухня.

Трапезная - это одностолпная палата, которую перекрывает свод с распалубками над окнами и дверными проемами. Арочные проходы соединяют ее с церковью Богоявления. Она находится на восточной стороне трапезной. Это двусветный кубический одноглавый храм с двухъярусной граненой апсидой.

Колокольня

Вдоль южной стены обители протянулся живописный комплекс строений, который состоит из двух корпусов - наместнического и настоятельского. Между ними расположилась монастырская колокольня.

Эта шатровое строение было построено в XVII веке. Значительно позднее к ней были пристроены корпуса. После страшного пожара 1825 года внешний вид колокольни изменился: шатер разобрали, а вместо него появился купол со шпилем. После недавно проведенной реставрации колокольня приобрела свой первоначальный вид.

Церковь Филиппа Митрополита

Это надвратная церковь, которая была возведена в 1874 году на месте старинного храма. Церковь представляет собой четверик, имеющий скошенные углы и симметричные приделы, фасады со щипцовыми завершениями и большую главу, установленную на граненом барабане.

В композиции этого храма и его декоративном оформлении просматриваются черты и эклектики.

Икона Божьей Матери

Сотни паломников ежегодно приезжают в Иверский монастырь (Валдай). Икона Иверской Божьей Матери - главная святыня обители. Святой лик является точной копией Иверской иконы, которая находится в Афонском монастыре, в Греции. Он совершенно не отличался от оригинала. Ее доставили в монастырь иноки Корнилий и Никифор. Икона поражала своим роскошным убранством. Стоимость украшений в те времена оценивалась в 44 тысячи рублей серебром. Святой Патриарх Никон наложил запрет для иконописцев на создание с нее копии и списки.

Послушники монастыря утверждают, что неоднократно становились свидетелями чудес, которые являла эта икона (исцеление от болезней, предотвращение катастроф). Во время страшной эпидемии холеры (1848 г.) икона защитила обитателей монастыря от смертоносной болезни. С тех пор ежегодно 28 июля совершается крестный ход. Божьей Матери молятся об утешении в горе, решении проблем, богатом урожае, об исцелении. Каждый человек может обратиться к ней, не только посетив Валдай, но и у себя дома. Валдайская Божья Матерь поможет всем, кто живет с Богом в своем сердце и верит в его великую силу.

Иверский монастырь в наши дни

С каждым годом все больше паломников, как, впрочем, и обычных туристов посещают Валдай (монастырь Иверский). Гостей восхищает великолепно ухоженная территория. На подъезде для гостей предусмотрена парковка, которая в выходные дни с трудом вмещает всех желающих посетить святую обитель.

Для посещений монастырь открыт ежедневно, с 6.00 до 21.00. Для туристов (и паломников) сотрудники проводят ознакомительные экскурсии. В монастыре их размещают в гостином корпусе (с питанием и ночевкой), правда, эти вопросы следует предварительно согласовывать с Паломническим центром.

Как добраться?

Многие туристы хотели бы сегодня посетить Иверский монастырь (Валдай). Как добраться туда? Об этом мы расскажем ниже.

Монастырь расположен на Сельвицком острове, до которого можно доехать на рейсовом теплоходе «Заря» или на специальном экскурсионном катере.
Кроме того, на остров можно добраться на автомобиле, переехав через мост, расположенный неподалеку от поселка Боровичи.

12 января 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит освящение Успенского собора — главного храма Валдайского монастыря. Эта обитель была первым монастырем, построенным на Руси после Смутного времени. Портал Патриархия.ru публикует рассказ о богатой истории монастыря, который был создан в середине XVII веке Патриархом Никоном по образу Иверского монастыря на Афоне.

История создания обители

Валдайская обитель стала первым монастырем, построенным на Руси после Смутного времени. Взойдя 25 июля 1652 г. на Патриарший престол, Патриарх Никон высказал намерение основать монастырь на Валдайском озере царю Алексею Михайловичу. Последний одобрил замысел Патриарха и выделил из казны средства для устройства обители.

Летом 1653 года были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый — во имя святителя Филиппа митрополита Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия.

При первом посещении строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским.

К началу 1654 г., по свидетельству самого Патриарха Никона, в монастыре было уже 26 монахов и такое же количество трудников.

Для прославления обители по распоряжению Патриарха были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. В тоже время — в 1654 г. — в монастырь были привезены ковчеги с частицами мощей Московских святителей Петра, Ионы и Филиппа, и многих других святых.

В мае 1654 была жалована царская грамота, закреплявшая за обителью не только Валдайское озеро с островами, но и иные вотчины.

В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов. Выходцы из Белоруссии, Украины и Литвы пополнили в дальнейшем Иверское братство. Наместником был назначен иеромонах Дионисий II из числа пришедшей братии. Среди монахов был будущий Патриарх Иоаким, а так же Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место все свое имущество и типографию. С приходом кутеинских монахов, начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство. До этого на Руси существовала только одна типография — Государев печатный двор в Москве.

В обители также берет свое начало производство в России цветных изразцов. До наших дней дошли частично сохранившиеся изразцы на одном из окон настоятельского корпуса.

В 1656 году была закончена первая каменная постройка монастыря — Успенский собор. В том же году он был освящен. Сюда же из Москвы была доставлена копия чудотворной Иверской иконы Божией Матери.

Красоту деревянного комплекса монастыря отмечали многие современники. Сирийский путешественник XVII века Павел Алеппский заметил: «Никон своими стараниями воздвиг близ города Новгорода новый монастырь среди острова на великолепном пресноводном озере, соперничая в этом с постройками царских мастеров...».

Иверская икона

Иверская икона, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Святейший Патриарх Никон будучи еще Новоспасским архимандритом обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы, а также снять и прислать точный план Иверского Афонского монастыря. К этому времени восходит замысел создать на русской земле Новый Афон.

В ответ на эту просьбу на Афоне был совершен молебен братией числом 365 человек перед началом писания образа. Иконописец Иамвлих Романов написал копию с Иверского образа, и через год икона, в сопровождении афонских монахов, прибыла в Москву. 13 октября 1648 года в Москве Иверская икона была торжественно встречена царем Алексеем Михайловичем и Патриархом при большом стечении народа. В Иверский монастырь икона была доставлена в 1656 году на освящение Успенского собора.

По свидетельству Павла Алеппского эта икона «…превыше всякого удивления, поражает взор и ум зрителя: нет подобной ей даже в сокровищнице царя, ни в его церквах, ибо мы видели все иконы…». Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии.

История обители в XVII ― нач. XX вв.

По смерти архимандрита Дионисия его преемником стал архимандрит Филофей. Монастырь получил статус первоклассного, число братии в это время составляло 200 человек.

Но Иверская обитель пребывала в цветущем состоянии недолго. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Патриарх Никон был осужден и низложен с Патриаршей кафедры. Во время опалы Никона все его монастыри (Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский) были закрыты. Эти обители признавались созданными «не по уставам Святых Отцов», вследствие чего вотчины были взяты в казну, а строительство их остановлено. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей. Однако уже в 1668 году суровый приговор был отменен, в Иверскую обитель вернулся архимандрит Филофей с братией, также были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли.

Главным сооружением Иверского монастыря является Успенский собор, который и до сего дня не утратил своего величия. Это одна из самых больших построек XVII века в России. Кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. Древняя живопись Успенского собора до наших дней не сохранилась. От первоначального убранства собора до сего дня остались кованные дверные решетки и дубовые резные двери XVII века.

К началу XVIII века Иверский монастырь оскудел и пришел в упадок. С 1712 по 1730 гг. обитель со всем имуществом и землей была приписана к строившейся тогда Александро-Невской Лавре. В эти годы Иверский монастырь утерял вместе с самостоятельностью и большую часть своего церковного имущества.

Несмотря на плохую материальную сторону, монастырь отличался высокой благочестивой и духовной жизнью братии. Особенную известность приобрел настоятель обители архимандрит Лаврентий. Своей духовностью, добротой и кротким нравом он снискал всеобщее уважение. Он был духовным наставником не только для братии монастыря, но и для многих жителей Валдая и окрестностей. При его настоятельстве были отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, приобретено много ценной утвари для обители. Он же организовал «странноприимный дом», где принимал многочисленных паломников и странников. Иверская обитель кормила тысячи людей, и запасы ее не оскудевали. Всех принимал настоятель, утешал, как мог, устраивал на ночлег, следил за тем, чтобы прибывшие в монастырь паломники были сыты и довольны.

Особенно много гостей посещало монастырь в день празднования Иверской иконы Божией Матери, отмечающийся во вторник Светлой седмицы. В настоятельство архимандрита Лаврентия были установлены торжественные крестные ходы с чудотворной иконой в города Валдай, Боровичи, по уездам Новгородской и соседних губерний.

Внутренняя монастырская жизнь отличалась строгим уставом. В обители шел строгий отбор желающих посвятить свою жизнь Богу, но не все выдерживали монашеские послушания.

В начале XX века святую обитель часто посещал церковный писатель С.А. Нилус, вместе со своей семьей он прожил на Валдае около 5 лет.

Монастырь в годы советской власти

После событий 1917 года монастырь ожидала печальная судьба. С января 1918 года советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, овощи и фрукты. Осенью 1918 года советской властью у монастыря были отобраны: золотая риза с чудотворной Иверской иконы, все старинные и драгоценные вещи богослужебного использования. Впрочем, вскоре по приказу комиссара Наркомпроса все вещи были возвращены. Новая кампания по изъятию церковных ценностей началась через несколько лет и в тот период Иверский монастырь был разграблен полностью. Тогда же у монахов были отобраны ключи от монастырских кладовых и амбаров, в монастыре образован Рабочий комитет, который потребовал от настоятеля полного его подчинения в монастырских делах.

В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель с уставом, зарегистрированным советской властью. Артель насчитывала 70 человек, имела 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров — занятых садами, огородами, пахотой, пастбищами. В голодные годы большевизма обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению.

В 1927 году Иверскую трудовую артель обследовал Наркомзем. В отчете было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Это послужило поводом для снятия ее с регистрации и намерением «очистить территорию монастыря от нетрудового элемента». Монастырь был закрыт, а Иверская икона Божией Матери в золотом и богато украшенном окладе увезена в неизвестном направлении.

За время советской власти на территории был историко-архивный музей, музей краеведения. В 30-е годы в монастырских помещениях располагались мастерские. В военное время находился госпиталь, затем дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 70-е годы на острове появился поселок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.

Восстановление обители

Большие усилия к возвращению монастыря Новгородской епархии приложил архиепископ Новгородский и Старорусский Лев. В 1991 году монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В Успенском соборе он совершил молебен перед возвращенной Иверской иконой Божией Матери. Монастырь был передан Новгородской епархии в аварийном состоянии. Разрушение храмов и построек было столь значительно, что многие паломники, посещавшие монастырь, не верили в возрождение Иверской обители.

Первым наместником монастыря после передачи его епархии стал игумен Стефан. За годы его наместничества игумена были устранены общая захламленность территории, расселены жившие там люди, возобновлено ежедневное совершение богослужений, положено начало внешнему и внутреннему обустройству монастырских построек.

В 1995 г. в ходе проведения на территории монастыря Всероссийского фестиваля звонарей обители были пожертвованы несколько колоколов. Число насельников увеличилось более чем вдвое, и вскоре состоялись первые монашеские постриги.

В 1998 году архиепископ Лев освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе; в обоих храмах установлены временные иконостасы.

В июне 2002 г. наместническое послушание было возложено на иеромонаха Нила, однако время его трудов в новом качестве оказалось трагически коротким: в конце 2002 г., торопясь на праздничное богослужение в Великий Новгород, он и два насельника обители погибли в автокатастрофе. Сейчас наместником монастыря является архимандрит Ефрем (Барбинягра).

В настоящее время возрождается монастырская библиотека, насчитывающая несколько тысяч книг по богословию и истории Церкви. Открыт небольшой музей, посвященный Патриарху Никону и истории монастыря.

В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация Валдайского монастыря. Всего за период с 2004 по 2008 годы в работах по восстановлению монастыря приняли участие более трех тысяч человек различных специальностей.

12 января 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин Малого освящения соборного Иверского (бывшего Успенского) храма монастыря, а также Божественную литургию в этом соборе. В тот же день в присутствии президента России Святейший Патриарх совершил молебен перед Иверской иконой Божией Матери в новоосвященном храме.

По материалам интернет-источников, Пресс-службы Московской Патриархии и сайта Валдайского монастыря

Патриархия.ru

История монастыря начинается с 1652 года. Тогда патриарха Никона привлекла красота Валдайского озеро и он решил открыть на побережье монастырь. Деньги на строительство монастыря лично выделил царь Алексей Романов. И через год появились две деревянные церкви. В это же время озеро переименовали в Святое, а поселок в Богородицкое. Через два года рядом с церквями из кирпича выстроили Успенский собор.

Начало XVIII века для монастыря ознаменовано упадком. Молебны прекратились, а здания отдали под руководство Александро-Невского монастыря. С Валдая даже перевезли огромный колокол. Дальше, здания и вовсе почти разрушились. Восстановление святыни началось в 1991 году. Монастырь отреставрировали и открыли двери для посетителей. Последние работы закончились в 2011 году. Кроме соборов и храмов на территории монастыря создали музей, посвященный патриарху Никону.

Координаты : 57.98861100,33.30416700

Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь

Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь – мужской православный монастырь. Был основан патриархом Никоном с одобрения царя Алексея Михайловича. Это первый монастырь, построенный на Руси после смутного времени.

Осенью 1653 года были построены и освящены две деревянные церкви: Соборный храм - в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый - во имя митрополита Московского святителя Филиппа. Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, освятил Валдайское озеро, опустив на дно Евангелие и крест, и нарек озеро Святым. Поэтому монастырь носит дополнительное название - Святоозерский.

Для прославления обители в монастырь были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. Сюда же из Москвы была доставлена копия чудотворной иконы Божией Матери, поражавшей своим невиданным великолепием.

В советское время на территории Валдайского Иверского Богородицкого Святоозерского монастыря находился историко-архивный музей, музей краеведения. Во время Великой Отечественной войны находился госпиталь, затем дом инвалидов для участников войны, а также лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 70-е годы ХХ в на острове выстроили поселок, а на территории монастыря работала база отдыха.

Координаты : 57.99936600,33.29818700

Мужской Валдайский Иверский монастырь известен чудотворной иконой, сохраняемой в Успенском соборе, а также позолоченными куполами этого православного храма. Место для размещения обители выбирал реформатор русского православия патриарх Никон еще в бытность свою новгородским митрополитом. Живописный Сельвицкий остров на Валдайском озере, названном Никоном Святым, стал местом строительства одного из трех монастырей, основанных этим предстоятелем русской православной церкви.

Образцом для строительства монастыря на озере Валдай, или Святом, послужил греческий Иверский монастырь на горе Афон, а полное его наименование звучит как Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь. Разместить его решили на острове в центре озера.

Сельвицкий остров в южной части имеет искусственное соединение с крупнейшим островом водоема – Рябиновым, который подобным же образом сообщается с материковым берегом. На западном берегу острова был устроен монастырский лодочный причал, вблизи которого располагались Святые врата парадного входа.

Закладки обители состоялась в 1653 году, после одобрения замысла царем Алексеем Михайловичем Романовым, выделившим финансирование из казны государства. Освящение законченного строительством каменного Успенского собора произошло в конце 1656 года лично патриархом Никоном.

Неполные полтора десятка лет его патриаршества были насыщены многими новациями – церковные книги и иконы приводились в соответствие греческим канонам, введены поясные поклоны и крестное знамение из трех пальцев. Все это привело к расколу верующих, появлению старообрядцев.

Никон добивался равного с царем участия церкви в управлении государством, что Алексеем Михайловичем было решительно отвергнуто, а патриарх подвергся опале, а затем и низложению с последующей ссылкой.

Общий вид Иверского монастыря на Сельвицком острове Валдайского, или Святого озера сохранился с прежних времен. Рукотворный перешеек с мостом связывает с соседним островом Рябиновым, а тот с материком.

Остальные сооружения Валдайского Иверского монастыря строились позднее Успенского собора, как и ограждающая обитель крепостная стена, общей протяженностью более километра. Контур стен почти повторял очертания Сельвицкого острова, отделяя почти 6 гектаров его территории.

Ледниковое происхождение водоема определяет почти полное отсутствие течения, спокойную водную поверхность и обилие прибрежной растительности.

В нынешнем облике монастыря можно видеть удобный подъезд с южной стороны, стоянку туристических автобусов и отдельно – автомобильную для монастырской братии и священнослужителей. Территория острова почти лишена растительности, кроме западного и части северного берега. Ледниковое происхождение водоема определяет почти полное отсутствие течения, спокойную водную поверхность и обилие прибрежной растительности.

По православным канонам главный вход на территорию обители устроен с западной стороны. Святые врата выполнены в виде арочного проезда в двухэтажном здании, верхним ярусом которого является надвратная церковь святителя Филиппа. Знаменит он своим служением в Соловецком монастыре в качестве игумена, а затем службой московским митрополитом.

Филипп протестовал против жестоких методов правления Ивана Грозного, за что был отстранен от сана и тайно казнен приспешником царя Малютой Скуратовым. Канонизирован православной церковью в канун начала строительства Иверского монастыря, в его честь надвратный храм и назван.

Центральный объем церкви перекрыт четырьмя двускатными крышами со сферическим сводом между ними. На своде установлен восьмигранный барабан и венчающий его купол – маковка с крестом. Левое крыло является лестничной клеткой, в право на первом этаже располагается церковная лавка.

Прилегающие одноэтажные здания вмещают жилые монашеские кельи. Над аркой входа размещена копия иконы Иверской Божьей Матери –Привратница, или Вратарница.

Так сложилось исторически, что Валдайский Иверский монастырь имеет двое Святых ворот, построенные в более ранний период оказались внутри территории. Между обеими входными сооружениями проложена мощеная плиткой дорожка с фонарями вдоль нее.

Второй арочный вход сооружен в массивном прямоугольном здании, на перекрытии которого выстроена церковь архангела Михаила, предводителя (архистратига) небесных сил в борьбе с дьяволом. Надвратный храм имеет сравнительно небольшое квадратное основание с восьмиугольной башенкой на крыше, на ней глухой барабан с куполом и крестом.

С обеих сторон к воротам пристроены помещения различного назначения, вся постройка образует поперечную разделительную линию между западной и восточной частями монастырской территории.

Slider with alias valdayskiy iverskiy monastyr 1 not found.

Одной из жизненно необходимых построек на территории обители была трапезная, построенная в ансамбле с церковью Богоявления Господня сразу следом за Успенским собором. Для проведения богослужений в зимний период теплый храм был необходим, его повелел предусмотреть в монастырском комплексе сам Никон.

Здание выстроено двухэтажным, внизу размещены хозяйственные и складские помещения, на втором этаже – трапезный зал. Парадное крыльцо с западной стороны состоит из крытой навесом лестницы, параллельной стене и огражденной снаружи, в ограде выполнены арочные проемы. Южное крыльцо оформлено гранеными колоннами, поддерживающими портал укрытия.

Slider with alias valdayskiy iverskiy monastyr 2 not found.

С восточной стороны к трапезной примыкает церковь Богоявления – одноглавый храм с квадратным нижним ярусом и башней из 8 граней с оконными проемами, глухим барабаном на полусферической крыше, куполом с крестом на вершине. Украшения вокруг оконных проемов — стилизованные кокошники и сдвоенные арки над окнами, как и некоторые другие элементы, выполнены красным цветом, контрастируют с белизной стен.

Трехъярусная шатровая колокольня Валдайского Иверского монастыря совмещена на едином основании с настоятельским корпусом для проживания высших священнослужителей. Здания протянулись вдоль южной монастырской стены. Квадрат второго яруса переходит в восьмерик звонницы, на стене которой помещены часы.

Каждые 15 минут колокола издают перезвон, слышный по всему острову. Венчает колокольню шатер в форме острой восьмигранной пирамиды со слуховыми окнами (люстринами) на каждой грани, глухим барабаном наверху и куполом с крестом.

Настоятельский корпус имеет два жилых этажа и подвал, отличительной особенностью этого здания являются изразцовые украшения оконных проемов.

Slider with alias valdayskiy iverskiy monastyr 3 not found.

Главное и старейшее сооружение Иверского монастыря – кафедральный собор, названный сначала по имени чудотворной иконы, затем переименованным в Успенский и обретший первоначальное имя уже в новом тысячелетии. Особенность храмовой архитектуры эпохи Никона – крытая галерея со всех сторон здания.

Главный (западный) вход в собор оформлен как небольшая часовня, боковые часовни имеют по два этажа и двухсторонние лестницы входа в них. Прямоугольное в плане здание состоит из трех нефов, разделенных внутри подпорными колоннами (столпами).

С восточной стороны храма он имеет три алтарных апсиды, внутри которых устроен трехчастный алтарь. Пять крупных глав с позолоченными куполами довершают величественную конструкцию собора иконы Иверской Божьей Матери. Полное впечатление об облике собора можно получить при просмотре слайдера.

Slider with alias valdayskiy iverskiy monastyr 4 not found.

Купола Успенского собора Валдайского Иверского монастыря теперь в хорошую погоду сияют на дальнее расстояние.

Купола всех пяти глав Успенского собора со времени его сооружения и до 2008 года были покрыты медными листами, которым свойственно постепенное окисление с приобретением темного цвета. Из соображений повышения привлекательности внешнего вида собора Новгородская епархия приняла решение о покрытии куполов сусальным золотом, что и было осуществлено при последней реставрации храма.

На позолоту израсходовали три тысячи пачек (книжек) тончайших листов драгоценного металла, по 4 грамма в каждой, то есть 12 килограммов на весь объем работ по золочению.

Богатство внутреннего убранства кафедрального собора Валдайского Иверского монастыря, обновленно при последней реставрации. Массивные входные двери Успенского собора украшены филигранной резьбой по дереву.

Главная святыня Валдайского Иверского монастыря – давшая ему название чудотворная икона Иверской Божьей Матери. Реликвия помещена на видном месте на удобной для обозрения высоте на ближнем к иконостасу правом столпе. У подножия столпа устроен отдельный помост для почитателей.

Драгоценный оклад святого образа оставляет открытыми только лица и руки персонажей, но и они достаточно выразительны. Постамент перед местом размещения образа удобен и целующим икону, и становящимся перед ней на колени.

Находящаяся в островном храме икона предположительно является списком (точной копией), сделанным непосредственно в Иверском монастыре на горе Афон в Греции. Основанная грузинами греческая обитель, чудесным образом обретшая чудотворную икону приплывшей по волнам, якобы преподнесла образ русскому царю Алексею Михайловичу, передавшему его Успенскому собору.

Происхождение оригинала иконы доподлинно неизвестно, легенда повествует, что она написана евангелистом Лукой. Один из апостолов, описавших жизнь Христа, вправду известен как первый иконописец, изображавший Богородицу.

Slider with alias valdayskiy iverskiy monastyr 5 not found.

Росписи стен и колонн, как и образа пятиярусного алтарного иконостаса, более чем наполовину были утрачены в период гонений на религию и восстановлены уже в более современной иконописной манере. Так же благодаря мастерству реставраторов предстают во всем великолепии богато украшенные опорные столпы – колонны, воспринимающие тяжесть верхнего яруса строения.

Опоясывающая алтарь крытая галерея также использована для размещения образов православных святых с заздравными подсвечниками напротив.

Одной из достопримечательностей монастырской территории является растущий здесь древний дуб, ошибочно считающийся выросшим из желудя древнейшего дерева планеты, описанного в Библии, однако привлекающий повышенное внимание посещающих храм туристов. Бытует легенда, что выращено дерево из желудя знаменитого Мамврийского дуба, или Авраамова дерева.

Священный дуб на берегу реки Иордан имеет возраст свыше 5 тысяч лет и был свидетелем встречи Авраама с Богом в лице Святой Троицы. Родство валдайского дерева с этой реликвией не представляется возможным, потому что старейшее дерево планеты давно не дает желудей, по крайней мере в период роста дуба в монастыре (примерно 250 лет).

Дуб на территории Иверского монастыря привлекает посетителей в том числе за счет славянского поверья о зарядке энергией от деревьев. Традицией стало прислоняться спиной к стволу, якобы пополняя при этом жизненные силы, в том числе охватывая дуб целой группой людей по всей окружности ствола.

Монахам подобные обряды кажутся языческими и нетерпимыми на территории обители, однако напрямую их запрещать неловко. Поэтому на дереве укрепили копию чудотворной иконы, чтобы люди ее целовали вместо старого обычая. Однако до сих пор жива скорее старинная традиция далеких предков.

В завершение небольшого обзора Валдайского Иверского монастыря предлагается будущим его посетителям проверить собственное усвоение изложенного материала. Публикуемый слайдер содержит ряд снимков. На них с разных направлений засняты объекты, освещенные в предшествующих материалах, а также оставшиеся без описания, в том числе не упомянутую Типографскую башню, где Никон развивал местное книгопечатание. Высокое квадратное в плане сооружение венчается пирамидальной крышей сложной конфигурации, барабаном и шпилем с флюгером.

Не было ничего сказано и о башнях в монастырской стене, одна из которых изображена. Нужно определить место нахождения этого сооружения, опираясь на конструкцию примыкающих стен и пользуясь заглавным снимком обзора. Таким же образом можно опознать все прочие объекты Валдайского Иверского монастыря, с какого бы ракурса не был сделан снимок.

Slider with alias valdayskiy iverskiy monastyr 6 not found.

Своеобразная викторина, устроенная посетителям нашего сайта, не преследует цели проверочной школьной работы. Шутливое мероприятие призвано пробудить интерес к описываемому, побудить к его посещению и личному осмотру. Валдайский Иверский монастырь, его чудесные окрестности того стоят, и поездка принесет неизгладимые впечатления.

Врамках XIVЗнаменских образовательных чтений – регионального этапа XXVМеждународных Рождественских образовательных чтений «1917 – 2017: уроки столетия» , на секции «Церковь во взаимодействии с правоохранительными органами», проходившей 22 ноября 2016 года в воскресной школе храма св. кн. Александра Невского Великого Новгорода, Константин Владимирович Зилинский, представитель Комиссии по канонизации пострадавших за веру в XXвеке священнослужителей и мирян Новгородской епархии, выступил с сообщением:

Большевики, пришедшие в 1917 г. к власти, не скрывали, что их целью является не просто социальное переустройство общества, а полное изменение сознания человека, воспитание нового человека, человека, «свободного» от каких-либо, как тогда говорили, «религиозных предрассудков».

Уже в одном из первых советских декретов - в «Декрете о земле», принятом на второй день Советской власти, были предусмотрены масштабные антицерковные мероприятия. Была провозглашена национализация всех земель: наряду с помещичьими, удельными, земель монастырских и церковных со всем «живым и мёртвым инвентарем», усадебными постройками и всеми принадлежностями. То есть, уже на второй день Советской власти всё церковное имущество одним росчерком пера было отобрано у Церкви: первоначально, правда, лишь на бумаге, а с января 1918 года и в действительности.

Как это происходило на Новгородской земле, в частности в Боровичском и Валдайском уездах, дают отчеты благочинных в 1917 – 1918 гг.

«…Мародерство, захват земли чужого и даже грабежи – теперь обычное явление. Свои погромные действия они оправдывают «данным» им правом, но в то же время и задумываются над этим правом: «Не пришлось бы нам отвечать потом за это», - нередко поговаривают они. Отсюда ложь и лицемерие стали заурядным явлением…» (из отчета 1917 г. священника Феодора Кондратова, благочинного 2-го округа Боровичского уезда).

«…В последнее время состояние благочестия изменилось к худшему. Возвращающиеся с войны солдаты, будучи поколеблены в своей вере разными отщепенцами, оказывают дурное влияние на остальное население…» (из отчета 1917 г. благочинного 5-го округа Боровичского уезда священника Тихвинской церкви с. Любони Василия Краснопевкова).

Священник Михаил Зимнев, благочинный 1-го Валдайского уезда, в отчете за 1918 г. сообщает: «…Положение причтов тяжелое. Дороговизна жизни, материальные лишения. Многие причты испытывали крайнюю нужду в хлебе и голодали. Плюс нравственные испытания. Вера православная подверглась гонению, и служители православной веры – пастыри церкви начали преследоваться. Клевета, глумление, устная и печатная брань стали раздаваться по адресу пастырей… Многие пастыри были арестованы, иные томятся в тюрьмах, а некоторые и расстреляны. Священник Введенской церкви неведомо за что с 23 августа находится в тюрьме. Священник Боровенской церкви Сергей Михайловский был обвинен в возбуждении народа против советской власти и едва судом не был приговорен к расстрелу… Многие псаломщики округа оставили свои места вследствие тяжелых материальных и нравственных условий жизни. Псаломщик Зимогорской церкви Иван Романовский умер от постоянного недоедания…» Но священники продолжают нести свои пастырские обязанности, «дороже и выше всего почитающие за честь самое служение свое по любви к ближним для спасения их».

Одним из самых ярких исповедников Веры Христовой на Новгородской земле был, без всякого сомнения, Епископ Валдайский Иосиф, благочинный монастырей, последний настоятель Валдайского Иверского монастыря. Его рапорты в Новгородскую Духовную Консисторию воссоздают картину революционных событий первых лет советской власти.

26 февраля (это спустя 4 месяца после Октябрьской революции) епископ Иосиф сообщает:

«Имею честь донести Консистории, что крестьяне съ разрешения Волостныхъ Земельныхъ Комитетовъ уже начали рубить лесъ въ монастырскихъ дачахъ Короцкого, Успенского и Боровичского монастырей, а рыбныя ловли въ принадлежащемъ Иверскому монастырю Ужинскомъ озере сданы Комитетомъ въ аренду помимо монастыря, никакихъ монастырскихъ протестовъ не принимаетъ».

А через несколько дней, 1 марта 1918 г., подробно описывает то, что происходило в г. Боровичи:

«Вследствiе Указовъ Консисторiи от 12 и 23 февраля сего года за №№ 1454 и 1971 имею честь донести, что мною и Настоятелем Боровичскаго Св. Духова Монастыря своевременно было сообщено о томъ, что комиссары г. Боровичи 19 января собираются въ монастыре описывать все имущество монастыря и церкви, что народъ учинилъ надъ ними насилие и избилъ ихъ. Это избиение комиссаровъ и послужило поводомъ къ тому, что Советъ Рабочiхъ и Солдатскiхъ депутатовъ г. Боровичи посадилъ въ тюрьму двух иеромонаховъ и монаха по одному только подозрению, что они будто бы возбудили народъ; и Настоятеля держали несколько дней под домашнимъ арестом. Но этот Советъ уже раньше постановилъ закрыть все монастыри и церкви въ Боровичском уезде. Народу это было известно и посему, когда все комиссары съ милицией пришли описывать монастырь, то народъ, вероятно думая, что они пришли закрывать монастырь, самовольно сбил замки у колокольни, зазвонил в набат и избилъ комиссаровъ. Этим поступком несвоевременным народъ помощи монастырю не оказалъ и причинилъ только одно бедствие. Большевики озлились и приказали монашествующимъ и послушникамъ приискивать себе занятия и места и очистить монастырь к 23 февраля. Три иеродиакона на основании такого указания уже ушли из монастыря приискивать себе другое место, послушники тоже ушли. Объ освобождении изъ тюрьмы иеромонаховъ были возбуждаемы ходатайства, но большевики и самихъ ходатаевъ посадили въ тюрьму. Много посажено и гражданъ. Теперь один иеромонахъ - казначей Вениаминъ выпущенъ изъ тюрьмы, но ему большевики запретили служить и запечатали его келью без всякой причины, просто по своему произволу. Иеромонахъ Мисаилъ все еще находится въ тюрьме. Въ настоящее время въ монастыре служит только один ризничий иеромонахъ Павелъ, настоятель плохо здоровъ, иеродиаконъ Иоасафъ тоже отказывается служить по болезни, а монахъ Анатолiй, тоже недавно выпущенный изъ тюрьмы и пономарить, и читаетъ, и поетъ въ церкви. Хлебъ и картофель отобраны отъ монастыря и наступилъ полный голодъ. Доходовъ почти нетъ никакихъ, так какъ богомольцы боятся ходить въ монастырь, опасаясь попасть въ тюрьму. Нотариальные документы отобраны большевиками и арендаторы аренды не платят. Хотя 23 февраля и прошло, но до сих пор большевики ничего не предприняли по отношению къ монастырю и положение монастыря остается пока неопределенным. Так как такая же участь ожидает и Железковскую пустынь, то прошу Консисторию указать, куда бы поместить братию пустыни, в случае, если и имъ придется оставить пустынь. Въ настоящее время изъ Валдая въ Боровичи по жел. дороге не пускаютъ, и билеты не даютъ, а на лошади ездить весьма трудно и опасно; а весною, за отсутствиемъ мостовъ и совсемъ не проехать въ Боровичи, так что мне нет возможности часто ездить въ Боровичи и приезжать туда, когда немедленно требуютъ исключительные обстоятельства».

Благочинный монастырей, Иверского монастыря

Настоятель Архимандритъ Jосифъ

17 июля 1918 г. братия Иверского монастыря отправила епископу рапорт, полученный им 20 июля:

«Имеем честь смиреннейше донести Вашему Преосвященству, что 2 (15) июля в четыре часа утра в обитель нашу прибыла советская власть для реквизиции хлеба. Взяв хлеб, они пригласили о. настоятеля сопровождать хлеб в г. Валдай по озеру на лодке, и близ берега у г. Валдая гражданами была открыта оружейная стрельба, во время которой о. настоятель ранен пулей в левый бок, ниже сердца. Положение больного признано врачами серьезным, и находится он в настоящее время в больнице в г. Валдае».

Весьма важно свидетельство известного русского журналиста М.О. Меньшикова (1859-1918), жившего в этот период в Валдае. 16 июля 1918 г. он делает запись в дневнике:

«Вчера в Валдае вспыхнул народный бунт, который к вечеру уже был погашен. Красноармейцы, выписанные из Демянска, решили-таки отобрать у монастыря его запас хлеба. Приехали ночью с пулеметами, начали разбивать ворота, обстреливать колокольню, предполагая, что звонарь звонит наверху (а он дергал веревкой в малый колокол снизу). Когда послышались выстрелы, приозерное население проснулось, бросилось на выручку. Не столько валдайцы, сколько, кажется, усердствовали зимогоры и мужики из ближайших деревень. (Правда, расстреля ют за организацию восстания совершенно не имевших к этому отношения публициста М.О. Меньшикова, генерала В.А. Косаговского, а также бывшего среди восставших купеческого сына Н. Савина. ) Разграбили склады оружия, никем, правда, не охраняемые... Уже поздно днем, около 3, когда я шел с почты..., я видел банды человек по 15, по 20, несшие ружья (кто по два, кто три) со штыками и без штыков, старые, заржавленные, поломанные, очевидно, не годящиеся к употреблению, и при этом общее было сетование, что патронов нет. Эх, Росея! Курьезнее этого «восстания» и вообразить трудно, но дело осложнилось кровавым случаем. Народ принудил красноармейцев вернуть 48 п. хлеба в монастырь, но, когда те ехали на лодке и везли архимандрита, чтобы, прикрываясь им, благополучно выкрутиться из беды (велели ему встать на лодке: в тебя, мол, архимандрита, стрелять не станут), с берега защитники монастыря бацнули из пулемета, и бедный о. Иосиф был тяжело ранен в бок. Едва ли выживет... Вечером прибыли уже латыши в качестве усмирителей, сегодня объявлено военное положение, будут обыски, поиски похищенного оружия и расстрелы...».

В тот же день в письме к О.А. Фрибес М.О. Меньшиков пишет о кровавых событиях в Валдае и «маленьком народном восстании в простонародном стиле», сообщая не мало подробностей этого дня. Относительно архимандрита Иосифа в числе прочего замечает, что во время перестрелки ему разбило три ребра и легкое.

Попытки реквизиции хлеба у монастыря были и ранее. Накануне рокового восстания тысячная толпа баб и мужиков отстояла монастырский хлеб, которым кормилась вся округа. Монастырь давал хлеб всем нуждающимся. В том числе и семья М.О. Меньшикова спасалась от голода монастырским кормлением. Публицист замечает, что архимандрит мечтал подкормить народ до 25 июля, если не реквизируют остатки хлеба. Отец Иосиф говорил, что хлеб народный, крестьяне его пожертвовали монастырю с условием, чтобы он кормил богомольцев. Настоятель так и поступал. (Вспомним приведенное выше сообщение Архимандрита Иосифа о голоде в монастыре - Сост.)

В письме О.А. Фрибес от 17 июля 1918 г. М.О. Меньшиков в дополнение к предыдущему посланию сообщает, что архимандрит, которого он навещал в больнице, жив и даже есть надежда на его выздоровление, если не будет перикардита. И далее продолжает: «Если выздоровеет, то вы обязаны приехать в Валдай и навестить этого праведного монаха, который чуть было не сделался мучеником за народ и церковь».

Весьма характерна приписка, сделанная М.О. Меньшиковым к предыдущему письму, адресованному О.А. Фрибес: «В народе уже говорят, что архимандрита ранили не из пулемета, а большевик (находившийся с ним в лодке) бацнул ему в бок из револьвера. Жалеют очень».

Люди жалели его и как любимого пастыря, и как страстотерпца, именно «мученика за народ и церковь». Правда, при этом к биографии отца Иосифа прибавляется элемент легендарности. Уже при его жизни начали рождаться многовариантные народные предания о событиях 15 июля 1918 г. и о роли в них иверского архимандрита.

С течением времени, когда уже не оставалось непосредственных очевидцев случившегося, варианты легенд становились все фантастичнее и противоречивее. Так, по одной версии архимандрит был арестован, в лодке отправлен в Валдай, ранен и выброшен (?) большевиками в воду Валдайского озера. По другой – он был ранен камнями (?) во время крестного хода и отправлен в больницу.

Особый интерес представляет собой точка зрения людей, своими глазами видевших происходившее в тот день в Валдае.

Сохранились воспоминания об этом событии военного комиссара по хозяйственной части П.И. Сергеева, принимавшего участие в реквизиции хлеба у монастыря 15 июля. Он пишет о том, что монастырь выдавал жителям ежедневно по 1-2 килограмма хлеба. Уисполком, узнав про это, решил «прекратить кусочничество» и изъял хлеб в пользу государства. Но враги революции, как пишет П.И. Сергеев, распустили слух о том, что грабят монастырь. Когда лодки отчалили от монастырского берега, продразверстники заметили на валдайском берегу собравшийся по колокольному набату народ и подумали, что это их торжественно встречают. В знак приветствия дали ружейный залп вверх. В ответ с валдайского берега застрочил пулемет, при этом архимандрит, по словам П.И. Сергеева, был легко ранен. Лодки с зерном повернули обратно в монастырь. П.И. Сергеев вызвал войска. Прибывшие латыши подавили восстание. (Дальность стрельбы из пулемета системы «Максим» образца 1910 года, находившемся на вооружении Российской Императорской армии в годы Первой мировой войны, составляла 2700 метров согласно его тактико - технических характеристик. От валдайского до монастырского берега, если допускать, что стрелявший был у уреза воды а не далее, расстояние больше, поэтому стрельба из пулемета с валдайского берега не могла причинить никакого вреда находившимся в лодке красноармейцам, по этой причине и не говорится ничего о раненых или убитых красноармейцах из лодки. Поэтому Владыка мог быть ранен только одиночным выстрелом кем - то из тех, кто находился в лодке вместе с ним. - Составитель).

Естественно, что в то время никто не проводил никаких следственных действий по этим фактам.

В 1919 году на территории монастыря началось обустройство так называемого Никоновского музея. В это время по всей стране проводилась кампания по вскрытию мощей Святых Угодников Божиих. Не миновала эта горькая участь и Валдайский Иверский монастырь.

С именем епископа Иосифа связана одна из самых трагических и до конца не изученных страниц в истории Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря, а именно: таинственное исчезновение мощей святого праведного Иакова Боровичского чудотворца.

Условия существования монахов хорошо видны из рапорта Настоятеля Валдайского Иверского монастыря Архимандрита Иосифа Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Арсению, Митрополиту Новгородскому и Старорусскому Арсению /Стадницкому/ от 1 февраля 1919 года.

« ...При монастыре устраивается музей церковной старины и искусства из монастырских вещей, хранителем которого назначен пока временно я. Но из отношений Советской власти к монашествующим видно, что положение Иверского монастыря и монашествующих в будущем - критическое, если не сохранит и не заступит Сама Царица Небесная...»

Через тринадцать дней после этого Архимандрит Иосиф пишет приводимый ниже рапорт.

« Его Преосвященству Преосвященнейшему Алексию, Епископу

Тихвинскому Настоятеля Валдайского Иверского монастыря

Почтительнейший рапорт

Осмеливаюсь почтительнейше донести Вашему Преосвященству, что в Иверском монастыре, как мне частным образом стало известно, в скором времени прибудут представители Валдайской Советской власти, чтобы освидетельствовать св. мощи Иакова Праведного. Св. мощи Святейшим Патриархом Никоном завернуты в белую шелковую китайскую камку и так и хранятся до сих пор, одетые поверх камки в детский стихарь.

Усердно прошу Вашего распоряжения как мне поступить при таком распоряжении светской власти. Мною получено от Новгородского Отдела Народного Образования удостоверение, что все вещи и монументальные памятники, как - то здания и пр., имеющие художественное и историческое значение взяты на учет и охранение Губернским Отделом Народного Образования и никакие иные учеты без ведома сего отдела недопустимы. Может быть, этот документ можно будет предъявить, когда прибудут члены осматривать св. мощи.

Вашего Преосвященства нижайший послушник Архимандрит Иосиф

Февраля 14/27 дня 1919 года № 37»

Приведенный выше документ очень хорошо показывает, что Архимандрит Иосиф в тяжелейших условиях выполнил правило, изложенное в Номоканоне о главенстве церковной власти над светской. Вот что гласил пункт 2 Определения Священного Собора Православной Российской Церкви « О мероприятиях к прекращению нестроений в церковной жизни» от 6 (19) апреля 1918 года.

«2. Священнослужители, противящиеся своему епархиальному Епископу, находящемуся в каноническом единении с высшей церковной властью, и обращающиеся при сем к суду гражданской власти, или в своих пререканиях с начальствующими в церковной иерархии лицами по делам церковным обращающиеся за помощью к гражданской власти, запрещаются въ священнослужении, с преданием церковному суду, и засимъ, в случае нераскаяния в вышеозначенных деяниях, извергаются из сана. (Ап. 55 IV Вс. 8;9 VI Вс. 34 Карф. 12;29).» (Собрание Определений и Постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917 - 1918 Москва 1994. Стр. 119 - 120).

Через несколько дней было произведено освидетельствование мощей Святого Праведного Иакова Боровичского с целью устранения поводов для глумлений.

« Акт

1919 года 9 марта/ 24 февраля. Мы, нижеподписавшиеся: Настоятель Валдайского Иверского монастыря Архимандрит Иосиф, настоятель Валдайского Троицкого собора Михаил Никольский, наместник монастыря иеромонах Аркадий, казначей онаго иеромонах Серапион, иеромонах Иона и (неразборчиво - К.З.) монах Вениамин согласно резолюции Его Преосвященства от 18 февр. сего 1919 года за № 434 производили осмотр мощей Иакова Праведного Боровичского Чудотворца и нашли: мощи, почивающие в серебряной раке, облачены в белый атласный стихарь, а (неразборчиво - К.З.) зашиты в белую щелковую камку. По вскрытии камки оказались лежащие кости человека отрока, обложенные ватою, причем на черепе ясно сохранилась засохшая кожа и оба уха, носа и глаз нет. Одна рука, от которой, видимо, взята часть и четыре пальца, имеет один палец, который как равно и вся кисть покрыты засохшею кожею, другая рука сохранила все пять пальцев, сложенных для (неразборчиво - К.З.) благословения, пальцы, кисть и часть руки от локтя до кисти покрыты засохшими телом и кожею, а на пальцах ясно сохранились ногти, прочия кости расположены в том порядке, в каком оне размещаются в человеческом теле, нет только ступней на обоих ногах.

Валдайского Иверского монастыря Настоятель Архимандрит Jосифъ

Настоятель Валдайского Собора Протоиерей Михаил Никольский

Наместникъ Иеромонахъ Аркадий

Казначей Иеромонахъ Серапионъ

Иеромонахъ Иона

Монах Вениамин»

29 октября 1926 г. вышло в свет секретное Постановление Новгородского губадминотдела за № 1045 следующего содержания:

«Губадминотдел сообщает, что согласно постановления Новгородского губисполкома от 3 апреля 1919 года произведено вскрытие мощей, находящихся в Софийском соборе г. Новгорода и в некоторых пунктах Новгородской губернии, как то: Бологое, Валдай […].

Губадминотдел считает необходимым на основании циркуляра НКЮ от 25 августа 1920 года, находящиеся до сего времени мощи в зданиях культов Новгородской губернии перенести в местные музеи: по гор. Новгороду – в музей церковных древностей, а в остальных пунктах – в Исторические музеи при изъявлении желания на это со стороны трудовых масс».

Об отношении Святейшего Патриарха Тихона к изъятию церковных ценностей в тот период говорит следующий документ:

« Хвалим и лобызаем Архимандрита Никодима, настоятеля Юрьева монастыря Новгорода, боговдохновенно отдавшего от монастыря ценности на многие миллионы рублей на священную войну против тевтонов (немцев).

Мы с гневом отвергаем и караем отлучением от Церкви даже добровольное пожертвование священных риз и чаш: важно не что давать, а кому давать. Читая строки послания Нашего, указуйте о сем своей пастве на собраниях, на которых вы можете и должны бороться против изъятия ценностей. Мы разрешаем отдавать только лом и подвески с образов...»

Следующим испытанием для Владыки Иосифа стало изъятие церковных ценностей в связи с голодом в Поволжье.

« Протокол

Собрания Комиссии по изъятию ценностей из церквей в помощь Поволжью в составе предс. К.Д. Митропольского, П.И. Красавина и М.П.Никольского, в присутствии сотрудн. Петрогр. муз. отд., завед. Никон. музеем Д.Д.Франц, с представителями братии Иверского монастыря во главе с Епископом Валдайским Иосифом с Советом коллектива верующих Иверского монастыря (т.Булышкин (д.Шуя), Ив. Иванов, Ал. Петров (Долг. Бороды)).

Осмотрев все церковные здания Иверского монастыря с их ценностями, а также и помещающийся в Иверском монастыре Никоновский музей с целью изъятия драгоценностей в пользу Поволжья нашли - все вещи, находящиеся в музее, неподлежащими изъятию согласно Инструкции ВЦИКа от 28/III - 22 г как предметы, имеющие историческое и высокохудожественное значение.

Согласно инструкции для представителей отдела музеев Главнауки и его органов на местах, действующих на основании декрета о ликвидации церковного имущества от 2/I- 22 г, опубликованных в Известиях ВЦИК от 6/I- 22 г за № 5/1444 по $2 “Безусловно недопустима ликвидация ценностей, имеющих древность, кончая 1725 г» и $4 “ Древние храмы со своими внутренними декоративными убранствами, старинными иконостасами, киотами, лампадами, паникадилами и т. п. предметами, составляющими в общем ансамбль художественно исторического значения должны оставаться неприкосновенными. В этих случаях никакие отдельные изъятия музейных предметов недопустимы. Собрание признало, что церкви Иверского монастыря в их целом представляют собой высокохудожественные и исторические памятники семнадцатого столетия (1600 - 1700 г.) ввиду чего на точном основании вышеупомянутых $$ инструкций никакие изъятия ценностей, нарушающие общий художественный исторический ансамбль этого памятника не могут быть произведены.» То есть Владыка Иосиф и братия монастыря в невероятно трудных условиях старались действовать согласно законам, не противоречащим канонам Церкви. Митрополит Новгородский и Старорусский Арсений в это время был уже выслан за пределы Епархии и связаться с ним не представлялось возможным.

Епископ Иосиф активно противостоял обновленчеству.

24 мая 1924 года по поручению Преосвященного Серафима, Епископа Крестецкого, временно управляющего Новгородской Епархией, был сделан доклад на имя Святейшего Патриарха Тихона о положении дел в Новгородской Епархии, в котором было сказано (Канцелярия Патриарха Тихона 218/ 310 - 311): «...Преосвященный Иосиф, Епископ Валдайский - дела обстоят на редкость хорошо. Там в уезде вообще не было обновленцев, кроме протоиерея Зимнева, очень скоро устрашенного народным гневом и теперь ничем себя не проявляющего...»

До самой последней минуты земной жизни, Владыка стойко нес свое архипастырское служение на Валдайской земле.

Отходил ко Господу отец Иосиф в доме П.Ф. Вахрушева на Образцовой горе в Валдае, где прожил последние годы жизни. Из окна его комнаты открывался, наверное, самый красивый вид на Валдайское озеро и Иверский монастырь.

4 декабря 1930 г. Его Высокопреосвященство епископ Иосиф в Валдае отправлял богослужение в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Через десять дней, 14 декабря 1930 г., он блаженно преставился. Имея истинно христианское смирение и скромность, он завещал похоронить себя как простого монаха. На могиле епископа Иосифа у храма Петра и Павла в городе Валдае были написаны слова Михаила Осиповича Меньшикова (1859-1918): «Вера в Бога есть уверенность в высшем благе. Потеря этой веры есть величайшее из несчастий, какое может постигнуть народ».

Здесь уместно сказать несколько слов о месте рождения Владыки Иосифа.

Будущий Епископ Валдайский Иосиф (Иоанн Васильевич Николаевский) родился в 1862 году в семье священника Храма Воскресения Христова Василия Петровича Николаевского, расположенного в имении Г.Р. Державина селе Званка Новгородского уезда Новгородской губернии, нынешнего Чудовского района Новгородской области. На место рождения Владыки указывает приводимая в тексте запись из протокола о лишении его избирательных прав в 1925 - м году. Мама его, Анна Андреева, лишившись родителей, была на воспитании у своего старшего брата, пономаря той же церкви Ивана Андреева. Иоанн был третьим ребенком. У него были две сестры Анна и Мария. Вот какие сведения о родителях, дедушке, сестрах и дате рождения записаны в «Ведомости Званской церкви за 1864 год». « … Священникъ Василий Петровъ Николаевский Диаконский сынъ по окончании курса наукъ въ 1847 году изъ Новгородской Духовной Семинарии былъ уволенъ съ Аттестатом IIразряда 1851 года Июля 7 дня Преосвященнымъ Антониемъ Епископомъ Старорусскимъ и кавалеромъ, произведенъ къ сей церкви Воскресения Христова на настоящее место Августа 31 дня за усердную службу и весьма хорошее поведение дозволено Его Высокопреосвященствомъ при священнослужении употреблять набедреникъ. Грамоту и свидетельство на награду имеетъ - 39 летъ. Жена его Анна Андреева - 29 летъ. Дети ихъ: Анна - 9 летъ Марья - 6 летъ Иоаннъ - 1 ½ летъ. Обязанности свои смеетъ знать хорошо. Поведения очень хорошего. Пономарю зять. Судим и штрафован не былъ.»

26 июля 2015 года останки Епископа Валдайского Иосифа по благословению Митрополита Новгородского и Старорусского Льва были торжественно, при большом стечении народа, перезахоронены перед алтарем Иверского собора Валдайского Иверского Святоозерского монастыря.

По окончании литургии была совершена панихида перед ковчегом с прахом приснопоминаемого епископа Иосифа, после чего под пение заупокойного трисвятого его перенесли на монастырское кладбище, где предали земле.

По окончании заупокойной литии на монастырском кладбище Митрополит Лев обратился в Иверском соборе к молящимся с архипастырским словом.

Владыка разъяснил значение прочитанного за богослужением отрывка из первого послания святого апостола Павла Коринфянам, посвящённое теме разделения в Церкви (1 Кор 1:10–18). Апостол призывал верующих к единству и единомыслию, напоминая, что Христос не разделился Сам в Себе, и все крестились в Его имя, войдя сквозь двери крещальной купели в лоно единой Церкви. Сам Господь заповедал ученикам хранить единство, когда предупредил: «Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то» (Мар 3:24).

Так было во времена апостольские, так совершается и сегодня. Когда происходят разделения, то великая печаль посещает людей, что подтвердила история нашего Отечества в XXвеке. Верующие же люди помнят, что разделение в Церкви - грех, который, по слову святителя Иоанна Златоуста, не очищается даже кровью мученичества и разрывает несотканный хитон Христов.

Владыка Лев отметил христианский подвиг наместника Валдайского монастыря, епископа Валдайского Иосифа, который пострадал за веру и до последних минут жизни остался верен Христу и своему пастырскому долгу.

Похожие публикации