Деревня шкинь освящение храма всех святых духов. Шкинь: достопримечательности, фото, видео, отзывы

Старинное торговое село Шкинь в XVIII в. принадлежало роду известных московских бояр Бибиковых. В имении находилась деревянная церковь.

В 1795-1800 гг. тщанием генерал-майора Г.И. Бибикова и семьи Приклонских была выстроена новая каменная церковь. Исследователи полагают, что проект создавался Родионом Казаковым, а строился храм под непосредственным наблюдением И.А. Селехова. Монументальное здание украшено двадцатью мощными белокаменными колоннами. Лоджия западного входа венчается двумя звонницами. Летняя церковь насчитывает пять световых ярусов.

Главный престол - в честь Сошествия Святого Духа - располагался в летнем храме. В теплой церкви, отделенной стеклянной перегородкой, находились еще два престола: во имя Архистратига Михаила и святителя Николая.

ФОТОГРАФИИ

Богослужения были прерваны в 1930-х гг. Но вплоть до 1960-х гг. храм стоял в целости. Затем храм разорили и использовали как склад. Вплоть до 1991 г. церковь находилась в запустении. В 2003 г. в празднование 100-летнего юбилея прославления Серафима Саровского состоялся грандиозный крестный ход со шкиньской иконой преподобного по всей Коломенской земле. В эти же дни состоялась первая Божественная литургия в главном, летнем храме - Сошествия Святаго Духа.

1 июня 2015 г. в храме Сошествия Святого Духа митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием была отслужена Божественная литургия. В этот день в храм была принесена десница великомученика Георгия Победоносца, доставленная из Греции.

Завершение реставрационных работ и освящение храма планируется провести в 2017 г.

Карты Яндекса называют Шкинь деревней, Википедия — селом. Права, как ни странно, Википедия, ведь изначально главное отличие села от деревни — наличие церкви. А церковь в селе Шкинь есть, да еще какая. Собственно, именно местная и сделала крошечное село в подмосковной глубинке широко известным в узких кругах путешественников по затерянным местам.

Незначительность села по сравнению со значимостью храма чувствуется даже в дорожных указателях. От села Непецино к Шкини ведет вполне приличная асфальтированная дорога, указатель на которой сообщает: «Шкинь 6 км, Свято-Духовская церковь 8,9 км» — что подразумевает некоторую удаленность церкви от села. Следующий дорожный знак гласит «Индустрия», заставляя оглядываться по сторонам в поисках крупного производства. Невесть откуда взявшаяся Индустрия средь полей и хат окончательно сбивает с толку, когда людям надо в Шкинь, а оттуда еще 3 км до церкви, если верить давешнему указателю. Городской житель в отсутствие четких ориентиров в сельской местности начинает нервничать — и ровно на пике сомнений над крышами сарайчиков восходит серебристая полусфера купола Свято-Духовской церкви. Другие ориентиры уже не нужны, а указатель, стало быть, врал: храм стоит не в удалении от села Шкинь, а в самом его центре, на его единственной улице. Но село действительно отходит на десятый план сознания, когда перед глазами Такое.

Ни фотографии, ни рассказы в интернетах не способны подготовить зрителя к зрелищу. Первый шок вызывает не столько огромность и величественность храма — на улицах, скажем, Петербурга он бы смотрелся весьма органично, — а контраст с окружающим пейзажем. Этим и прекрасна русская глубинка: пожалуй, ни в одной другой стране мира невозможно «напороться» на архитектурное сокровище in the middle of nowhere*, а в России — сплошь и рядом. Махины полуразрушенных храмов высятся средь полей и в соседней Рязанской области , и в Башкирии — вроде семиглавой Вознесенской церкви в поселке …

Размеры величественных руин заставляют задуматься о прошлой жизни этих сел, об их процветавших владельцах и жителях. Каким было село Шкинь в конце XVIII века, когда его тогдашний хозяин, генерал-майор Гавриил Ильич Бибиков, решил поставить на высоком берегу речки Северки «улучшенную копию» Троицкого собора ? Да, в общем-то, почти таким же. Тогда в нем проживало две сотни душ, сейчас — чуть больше сотни. Последний демографический взрыв пришелся на конец XIX века — аж 304 обитателя. Возможно, к этому времени относится единственная гражданская постройка в Шкини, вызывающая краеведческий интерес — двухэтажный домик наискосок от церкви. Выглядит он настолько несуразно, что не знаешь, кому верить — то ли интернету с версией про купца Квасова, то ли местным жителям, уверяющим, что домик построили уже при Советах как учреждение сельской культуры (школа, библиотека, далее по списку).

Сегодня ничто не намекает на то, что Шкинь — село очень древнее, причем статус именно села (что подразумевает наличие церкви) зафиксирован в первом же документе, где упоминается Шкинь. Великий князь Московский Василий II Темный в своей духовной грамоте (завещании) от 1461 года передает своей супруге, княгине Марии Ярославне Боровской, «село Серкизовское и с Мезынкою и со всеми селцы и с деревнями, да село Высокое и с деревнями и с бортью, да село Шкинь и с деревнями ».

Храм Сошествия Святого Духа на Апостолов был заложен на месте старой деревянной церкви, а его размеры можно объяснить не только страстью Гавриила Ильича Бибикова к строительству, но и ростом населения в соседних деревнях и соответствующим увеличением количества прихожан.

Кроме церкви, от шкиньского имения Бибиковых не сохранилось ничего, что крайне прискорбно: усадьба и храм в другом имении Гавриила Ильича, подмосковном Гребнево, подтверждают оригинальность архитектурных вкусов и состоятельность владельца. Между храмами в Гребнево и в Шкини есть много общего.

Однако Свято-Духовская церковь — главная, но не единственная шкиньская достопримечательность. У стен храма находится могилка местночтимого святого — блаженного Данилушки, сыгравшего далеко не последнюю роль в строительстве и украшении церкви. Его историю можно прочесть на приходском сайте .

За церковью течет речка Северка — в ее мутной воде живописно отражаются ивы и живописно плавают местные гуси, а вода мутная не просто так, а из-за . За купами ив виднеется деревня Борисово. Если пойти по берегу налево (на запад), обнаружатся два моста. Один — пешеходный, странной конструкции и ненормальной высоты, прозванный в народе Чертовым мостом; а от второго осталось лишь каменное основание широченной опоры, но именно он представляет исторический интерес: говорят, мост был построен при Петре Первом как часть дороги на Астрахань, а рухнул он еще до революции. Обошлось без жертв.

* in the middle of nowhere (англ.) — «посреди ничего», черт знает где, на полпути в никуда.

Местные особенности

На пятачке рядом с Духовской церковью есть сельпо, где можно пополнить запасы пищи и питья.

Из Шкини можно отправиться в чудесный город Коломна , но если есть силы, интерес и достаточные продовольственные запасы, стоит исследовать окрестности. Грандиозная диковинка села Шкинь затмила другие архитектурные сокровища, коих на границе Коломенского и Ступинского районов немало.

Ближайшая точка — село Пруссы на противоположном от Шкини берегу Северки, сразу за деревней Борисово. Там стоит каменная шатровая церковь Илии Пророка второй половины XVI века. В уже упоминавшемся поселке Индустрия (вернее, в селе Горностаево, которое ныне стало частью Индустрии) сохранилась трапезная церкви Владимирской иконы Божьей матери конца XVII века — руины в стиле «московское барокко».

Дальше сложнее: расстояние «по карте напрямик» и расстояние по автодороге сильно различаются. Например, до села Городня 6 км по карте и 37 по дороге. Там находится один из первых каменных шатровых храмов, церковь Воскресения Христова 1530 года постройки.

Село Покровское (10 км по карте и 33 км по дороге) — церковь Покрова Божьей Матери конца XVI века, «годуновского типа» — подобная есть в усадьбе Большие Вяземы Одинцовского района. Село Марьинка (12 и 43 км) — конный двор авторства Василия Баженова. Село Авдотьино (20 и 48 км) — Церковь Тихвинской иконы Божией Матери XVIII века в стиле «елизаветинское барокко».

История

Шкинь находится в 20 км от Коломны, в Коломенском районе Московской области , на некогда знаменитой реке Северке. На этом притоке Москвы-реки русские войска не раз встречали татар. В одном из сводных сказаний о Куликовской битве есть запись: «Приидоша ко мне вестницы от Северки, ту бо хощет князь великий Дмитрей Иванович ждати безбожного царя Мамая».

Сбор объединенного русского войска перед сражением, вошедшим в историю как Куликовская битва, был назначен в Коломне на 15 августа 1380 года. По пути из Москвы никак не миновать речку Северку — там 14 августа коломенцы встретили войско великого князя. Это исторический факт, а легенда о том, как Дмитрий Донской «землю ел», появилась много позже. Легенда сколь пафосная, сколь и забавная для современного человека: мол, на берегу Северки князь Дмитрий Иванович съел горсть родной земли, сплюнул в реку черную слюну, и с тех пор пошла со дна реки муть темная. Логику в легендах искать бессмысленно, хотя вода в Северке на отдельных участках действительно мутная, скорее всего, из-за болот. Рыбалка на Северке относится к сложной категории «для местных» — найти клёвые места пришлому рыболову будет трудновато.

Село Шкинь, согласно записи в завещании московского князя Василия Темного от 1461 года, было великокняжеским, по завещанию отошло супруге князя Марии Ярославне, но при их сыне Иване III вернулось во владение великих московских князей.

С XV века село не раз меняло хозяев. В XVIII веке, до Бибиковых, им владел полковник Петр Михайлович Приклонский (1711-1774), предок патриарха Алексия I и дальний предок Пушкина: двоюродная сестра полковника, Лукерья Васильевна Приклонская, — прабабка поэта.

Шкиньское владение было очень крупным — к нему относилось несколько деревень и село Борисово с Новоселками, южная граница проходила по реке Осёнке, северная — по Северке. Гавриилу Ильичу Бибикову, ставшему владельцем села в 1770-х годах, было, где развернуться. До наших дней сохранилось единственное свидетельство бибиковских архитектурных инициатив: Свято-Духовский храм.

Интересное совпадение: родной брат Гавриила Ильича, Александр, участвовал в подавлении Пугачевского восстания, а в 1861 году, во время проведения крестьянской реформы, восстание крестьян произошло в Шкини, и разбирался с ним уже сын Гавриила, генерал и бывший министр внутренних дел Дмитрий Бибиков.

В начале ХХ века и стар, и млад чувствовали себя вполне счастливыми: в селе была церковно-приходская школа и винная лавка. Сегодня Шкинь выглядит самодостаточным селением, жители приветливы и к туристам с фотоаппаратами, прыгающим вокруг Свято-Духовской церкви, привыкли.

Новости

По всей стране проходят мероприятия, посвящённые юбилею поэта.

0 0 0

Сезон теплоходных прогулок по реке Северная Двина открыт.

0 0 0

На Кубани начали работу новые объекты винного и агротуризма.

0 0 0

Награждение лауреатов состоялось в Представительском корпусе Казанского Кремля.

0 0 0

Село Шкинь... когда-то здесь кипела жизнь - в селе соединялись оживлённые проселки обширного Коломенского уезда. Немногословные документы начала прошлого века так описывают Шкинь: «Крестьяне на оброке, упражняются хлебопашеством, а промысл имеют извозом по разным дорогам, имуществом довольно зажиточны». Но сейчас тут тихо и только величественный храм Святого Духа, стоящий на берегу речки Северки и возвышающийся над небольшими деревенскими домиками, вносит торжественную и звенящую, немного ностальгическую ноту в вашу душу.



Духовская церковь удивляет и озадачивает своими гигантскими размерами. Венчающая храм громадная ротонда с таким же большим куполом и высокие парные колокольни царствуют над безлесной, чуть холмящейся округой, подобно идущему по легкой зыби паруснику.
Неординарную церковь, словно перенесённую в неведомую Шкинь с петербургского проспекта, целиком удаётся рассмотреть с широкой, под стать проспекту, сельской улицы. Поразительное сходство храма отдалённой Шкини с величественным собором Петербургской Александро-Невской лавры неизменно поражало всех ценителей русской старины, отваживавшихся на путь в эту подмосковную глубинку.
Громаду сельского храма начали воздвигать в 1794 году и строили всего шесть лет. В 1800 году Духовская церковь была освящена. На освящении присутствовал и главного вкладчика Г.И.Бибиков, принадлежащий по праву рождения к высшему столичному свету. Проект церкви для своего села Г.И.Бибиков несомненно заказал крупному зодчему, чьё имя, к сожалению, не открывают нам дворянские архивы. Но едва ли авторство принадлежало знаменитому строителю Александро-Невского собора И.Е. Старову. Скорее перед нами подражательный вариант близкого ему по духу московского мастера – некоторыми исследователями проект храма приписывается Р.Р. Казакову.
Здание храма с деталями из белого камня в архитектурной композиции восходит к образцам базиликальных храмов. Внутреннее пространство храма представляет в схеме латинский крест с массивной ротондой, поставленной на средокрестии. Лоджию западного входа фланкируют парные башни колоколен, рукава креста обработаны портиками. Чрезвычайно эффектна обнесённая колоннадой полуротонда алтарного выступа. Храм имеет два придела: архистратига Михаила и святых мучеников Флора и Лавра.

Как и многие российские храмы, храм Святого Духа во время богоборчества и гонений на христиан был поруган и разграблен. На редком снимке 30-х годов виден пролом в башни колокольни, который образовался, когда безбожники, прицепив к трактору трос, рушили колокола храма.

После закрытия храм вместе со всем русским народом претерпел неисчислимые беды и напасти от безбожных властей. Особенно сильно он начал разрушаться с 60-х годов, когда здесь стали хранить ядохимикаты для сельского хозяйства. Совсем недавно многим уже казалось, что храм потерян навсегда.

Но на всё – промысел Божий; и в наши годы началось возрождение храма Святого Духа в селе Шкинь, на реке Северке. Восстановление идёт медленно, трудно, но идёт! А где те, нечестивцы - поругатели храма, ненавистники земли Русской?

Да будет так!

КОЛОМЕНСКИЙ ДАНИЛУШКА

Д вадцать лет тому назад скончался живший долгое время в г.Коломне юродивый с именем Данилушка. Жизнь его интересна и назидательна.
Родом Данилушка был из села Лыкова, Коломенского уезда. Отец его был помещечий крестьянин, человек богатый и закоренелый раскольник, имевший у себя на дому молельню; мать его считалась большею начетчетцею старых духовных книг. Данилушка почему-то не был любимцем родителей и рос как-то одиноко, даже не дружился он с детьми своей родины, но для любимой им игры в бабки ходил в другое село, вёрст за десять. Так как Данилушка был лучшим игроком в бабки, то наигрывал их в течение недели на порядочную сумму, которую всю отдавал в церковь церковному старосте. Последний любил Данилушку за это, любил за его сиротливость, кормил и нередко оставлял у себя ночевать, брал с собою в церковь, где заставлял его петь на клиросе и торговать свечами. Отец Данилушки сердился за это на старосту и даже жаловался на него своему помещику. Помещик же, узнав, что Данилушка мальчик смирный и добрый, взял его к себе в дом, сделал казачком (маленьким лакеем) и хотел учить его грамоте; но Данилушка в скором времени, однажды утром, снял с себя одежду казачка и сапоги и, принеся помещику, сказал, что ходить в этом он не может, потому что всё это сваливается с него; и с тех пор Данилушка уже никогда больше не носил сапог и верхней одежды.
В праздничные и будничные дни он постоянно ходил в церковь для молитвы, а когда не бывало службы в своём селе, то бегал за две, за три и даже за пять верст в соседние сёла. На дворе ещё темно, а Данилушка уже бежит куда-нибудь к заутрене, и как бы рано она ни началась, а он уже поспеет к её началу. Его не останавливал никакой мороз, хотя бы в тридцать и более градусов. В одном нижнем белье, с открытою головою, часто по колена в снегу, по оврагам и полям бежит он к церковной службе. Если же, как случалось нередко, придёт он раньше благовеста, то зайдёт к кому-нибудь из крестьян и там дожидается. Становился он в церкви на клиросе или около оного и пел.
Достигши совершенного возраста, он покинул своё село и пришёл в г.Коломну, горожане приняли его радостно, как юродивого. Тут босиком он ходил по улицам, по церквам. Особенно он любил бывать за праздничною службою в городском соборе. Собор был холодный, с чугунным полом, и Данилушка стоит себе на полу голыми ногами в своём обычном костюме и от души подпевает певчим или псаломщикам, стоит весь погруженный в молитву и ни разу не оборачиваясь ни назад, ни по сторонам. Днём Данилушка ходил по городу - по площадям и по торговым рядам. Ему oбыкновенно давали денег - он их брал и опускал за пазуху, где у него был устроен мешочек, вечером относил деньги в свою квартиру, которую давал ему у себя в доме купец К. Каждую неделю приезжал к Данилушке церковный староста с его родины и брал все собранные им деньги. Собирая деньги, Данилушка любил шутить с купцами. Если купец был толст, то,потрепав его по плечу, говорил:"Эй ты, кашолка"; одного он называл "синим", другого "звонким" и т.п. Смеясь, нередко говорили ему: "Данилушка, ты ноги-то отморозил", но он любезно отвечал: "Сам отморозил". И, заложив руки за спину (это его обыкновенная походка), продолжал идти далее, напевая про себя:" О, воспетая Мати" или "Милосердия двери отверзи". Так, живя несколько лет в Коломне, Данилушка успел собрать значительную сумму денег - сначала на постройку колокольни у себя на родине, а затем и самая вся церковь на собранные подаяния была расписана внутри и поновлена снаружи. Говорили про него, что он иногда предсказывал. Так, говорили, три раза он предсказывал пожар в с.Лыскове, последний раз сказал, что пожар будет в Великую субботу, и в это время сгорит и дом его отца, что и сбылось. Бывал нередко Данилушка и в Москве. Сюда привезли его с собой коломенские купцы, и в Москве всюду он бывал желанным гостем. Перед смертью он похворал и был похоронен с большой почестью.

Протоирей Сухарев.


ОПИСАНИЕ ЧУДЕС ПО МОЛИТВАМ РАБА БОЖИЯ БЛАЖЕННОГО ДАНИИЛА

Я, недостойный священник Димитрий Киреев, явился свидетелем некоторых чудес по молитвам блаженного Даниила.
Являясь с 1993 года настоятелем Непецинсксй церкви мне было поручено окормлять приход Шкиньского храма, возле алтаря которого с правой стороны находится могилка блаженного Даниила. В мои обязанности входило совершать периодически Богослужения в храме и требы по просьбе прихожан. Каждый раз приезжая в с.Шкинь на молебны и панихиды, приходилось слышать роптания прихожан о том, что община в с.Шкинь зарегистрирована раньше чем в с.Непецино, а до сих пор нет своего священника и не совершаются постоянные нормальные службы (Литургии). Как мог, я пытался утешать прихожан. Говорил о необходимости потерпеть, усилить молитву о возрождении храма и прихода. Да, действительно, храм очень красивый и очень больших размеров. Его даже можно сравнить с собором. Храм претерпел очень сильные разрушения и, чтобы вернуть его былую красоту потребуются большие средства. Понимая это, у меня, как и у всех прихожан, было желание устроить хотя бы один придел в храме для совершения Божественной Литургии. Но ничего не получалось и не ладилось до престольного праздника День Святого Духа в 1994 году. В этот день на праздничном молебне присутствовал вместе с благочинным клирик Богоявленской церкви г.Коломны священник Виктор Ерохин, который в своём слове к прихожанам, как бы отвечая на их вопрошения и недоумения по поводу восстановления храма и возрождения церковно-приходской жизни, сказал: "А вы могилку блаженному Даниилу поправьте, а он поможет возродить храм. Он же этот храм при жизни своей помогал строить и вам поможет." После этого вся община взялась облагораживать место погребения блаженного Даниила. Поставили на место надгробный камень, покрасили его, сделали небольшую оградку, украсили могилку цветами. И действительно, дела пошли в гору, стало всё ладиться. Устроили правый придел для совершения Божественной Литургии. По молитвам блаженного Даниила нашлись люди которые помогли и Господь послал средства. Ровно через год - в 1995 году на престольный праздник в храме служилась Божественная Литургия, а ещё через год - в 1996 году был назначен в приход настоятель храма священник Олег Горбачёв.

Святыни храма-

И кона преподобного батюшки Серафима Саровского была обретена чудесным образом уже в наши дни.
Произошло это так.
Одной жительнице села Шкинь, благочестивой христианке по имени Серафима, явился во сне чудный старец. Лицо его святилось необыкновенной радостью, а от него самого исходила божия благодать. Он сказал Серафиме, чтобы она нашла женщину по имени Мария, у которой на чердаке находится икона, некогда принадлежавшая шкиньской церкви. На вопрос - кто он и как его зовут? - старец ответил: "Меня зовут - убогий Серафим".
Встав утром рано пошла Серафима в обход окрестных сёл. Не один день ушёл на поиски, но всё же после долгих хождений - как и предсказал старец - на чердаке одного старого сельского дома, хозяйку которого звали Мария, икона была, наконец, обретена.
Затем на сборы и средства прихожан храма икона была отреставрирована и 1 августа 1998 года в день обретения мощей преподобного Серафима состоялось её освящение.
В настоящее время к чудной иконе притекают молящие и страждущие и получают многоразличную помощь, истекающую от святого образа.

"О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озёрами многими славима, реками и целебными источниками месточтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми разнообразными, птицами бесчисленными, городами великими, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными - всем ты преисполнена, земля Русская, о православная вера Христианская!"

И диво дивное открывается нашему взору – в конце XX столетия восстаёт из руин чудный храм Сошествия Святого Духа на Апостолов, который расположен на реке Северке, в селе Шкинь. Подобно некой морской жемчужине храм скрыт от очей многих. Как будто пошутил великий гений зодчий, поставив своё творение вдали от шумных дорог и крупных магистралей. Но, как раньше, так и сейчас едут полюбоваться на чудный храм жители Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга и других городов российских, учёные и художники, студенты архитектурных вузов и скульпторы-ваятели и просто люди русские.
Замечательный храм был построен в конце XVIII века и открыт в 1800 году. Он является единственным аналогом Троицкого собора Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. К сожалению, мало, что осталось от прошлой красоты, былого благолепия и богатого убранства храма.
Духовская церковь удивляет и озадачивает своими гигантскими размерами. Венчающая храм громадная ротонда с таким же большим куполом и высокие парные колокольни царствуют над безлесной, чуть холмящейся округой, подобно идущему по легкой зыби паруснику.
Неординарную церковь, словно перенесённую в неведомую Шкинь с петербургского проспекта, целиком удаётся рассмотреть с широкой, под стать проспекту, сельской улицы. Поразительное сходство храма отдалённой Шкини с величественным собором Петербургской Александро-Невской лавры неизменно поражало всех ценителей русской старины, отваживавшихся на путь в эту подмосковную глубинку.
Громаду сельского храма начали воздвигать в 1794 году и строили всего шесть лет. В 1800 году Духовская церковь была освящена. На освящении присутствовал и главного вкладчика Г.И.Бибиков, принадлежащий по праву рождения к высшему столичному свету. Проект церкви для своего села Г.И.Бибиков несомненно заказал крупному зодчему, чьё имя, к сожалению, не открывают нам дворянские архивы. Но едва ли авторство принадлежало знаменитому строителю Александро-Невского собора И.Е. Старову. Скорее перед нами подражательный вариант близкого ему по духу московского мастера – некоторыми исследователями проект храма приписывается Р.Р. Казакову.
Как и многие российские храмы, храм Святого Духа во время богоборчества и гонений на христиан был поруган и разграблен. На редком снимке 30-х годов виден пролом в башни колокольни, который образовался, когда безбожники, прицепив к трактору трос, рушили колокола храма.
После закрытия храм вместе со всем русским народом претерпел неисчислимые беды и напасти от безбожных властей. Особенно сильно он начал разрушаться с 60-х годов, когда здесь стали хранить ядохимикаты для сельского хозяйства. Совсем недавно многим уже казалось, что храм потерян навсегда.
Но на всё – промысел Божий; и в наши годы началось возрождение храма Святого Духа в селе Шкинь, на реке Северке. Восстановление идёт медленно, трудно, но идёт!

Рядом с Храмом находится могила блаженного Даниила.
Достигши совершенного возраста, он покинул своё село и пришёл в г.Коломну, горожане приняли его радостно, как юродивого. Тут босиком он ходил по улицам, по церквам. Данилушка ходил по городу - по площадям и по торговым рядам. Ему oбыкновенно давали денег - он их брал и опускал за пазуху, где у него был устроен мешочек, вечером относил деньги в свою квартиру, которую давал ему у себя в доме купец К. Каждую неделю приезжал к Данилушке церковный староста с его родины и брал все собранные им деньги. Так, живя несколько лет в Коломне, Данилушка успел собрать значительную сумму денег - сначала на постройку колокольни у себя на родине, а затем и самая вся церковь на собранные подаяния была расписана внутри и поновлена снаружи. Говорили про него, что он иногда предсказывал.

Однажды один священник сказал: "А вы могилку блаженному Даниилу поправьте, а он поможет возродить храм. Он же этот храм при жизни своей помогал строить и вам поможет." После этого вся община взялась облагораживать место погребения блаженного Даниила. Поставили на место надгробный камень, покрасили его, сделали небольшую оградку, украсили могилку цветами. И действительно, дела пошли в гору, стало всё ладиться.
Сейчас люди приезжают на могилку к блаженному Даниилу и просят его о помощи. Из рассказов прихожан много чудес свершалось на могилке по молитвам блаженного Даниила.

Проезд общественным транспортом: от Коломны автобусом до ост. Шкинь - 22 км.

Проезд автомобилем: От Москвы по Рязанскому ш. до Непецино - 91 км. В Непецино поворот направо на Шкинь, далее по дороге до Шкини - ок. 6 км. В Шкини - свернуть к Духовской церкви, которая отлично видна с дороги.

Духовская церковь в селе Шкинь была построена между 1794 и 1798 гг. в усадьбе генерал-майора Гавриила Ильича Бибикова, по его заказу, и, как полагают некоторые исследователи, не без участия архитектора Родиона Родионовича Казакова (ученика М.Ф.Казакова).

Село Шкинь на реке Северке известно с XV века, когда оно было по завещанию оставлено Василием Темным, великим князем Московским, своей жене Марии Ярославне. При Иване III село снова стало великокняжеским.

В XVIII веке село принадлежало Бибиковым, которые выстроили там усадьбу и заменили старую деревянную церковь каменной. Гавриил Ильич Бибиков, богатый и влиятельный человек, вполне мог позволить себе заказать проект нового храма известному московскому архитектору. Наблюдение за строительством вел губернский архитектор И.А.Селехов (один из строителей здания Старого Гостиного двора на Красной площади и Мытного двора в Москве), в эти годы постоянно бывавший в Шкини.

Высокое грандиозное здание церкви Святого Духа построено в стиле классицизм и относится к редкому в России типу двухколоколенных храмов. Выстроено оно из кирпича и оштукатурено. Композицию здания составляет летний храм, крестообразный в плане, и «зимняя» трапезная с приделами. Над западным входом в трапезную по бокам поставлены высокие башни колоколен, квадратные в основании. Центральная часть основного объема − ротондальная, опоясанная рядом полуколонн и завершающаяся широким куполом-полусферой с люкарнами и зубчатой «коронкой» наверху. Над «коронкой» поднимается крест с небольшим шариком. Декор верхней части ротонды повторяется и в убранстве завершения колоколен: ярусы звона на них круглые, опоясанные парными полуколоннами и сверху украшенные небольшими полусферами.

Очень красиво убранство первого яруса центральной части храма. С севера и юга к ней примыкают высокие портики с фронтонами, поддерживаемыми четырьмя колоннами каждый. Алтарную часть окружает колоннада. Около южной части алтаря сохранилась могила блаженного Даниила − юродивого, который в последние годы своей жизни собирал пожертвования на ремонт церкви Святого Духа в Шкини и завещал похоронить себя у ее стены.

Внутреннее убранство храма практически не сохранилось: и росписи, и иконостас утрачены после закрытия церкви в 1930-х гг. В 1960-х гг. здание было отдано под склад. Богослужения возобновились в 1990-х гг., и регулярно совершаются здесь с 1996г.

Вокруг Духовской церкви сохранились остатки ограды с воротами, а наискосок от нее стоит старое здание, которое можно принять за усадебный дом Бибиковых. Но это, к сожалению, не так: от усадьбы Бибиковых не осталось ничего, а сохранившийся дом принадлежал купцу Квасову и был построен в начале ХХ века. Сохранился и старый мост XIX века через реку Северку.

Похожие публикации